Сайт Богдана Дмитриевича Яворского

31 Март 2013

Краткие сведения из истории Галиции с древнейших времен

продолжение

часты и что наследование столов запутывалось до чрезвычайности»19. И все же Ростислав Владимирович, обделенный дедом, «получил от дядей отдаленный Ростовский край среди владений Всеволода переяславского»20. После смерти в 1057 г. Вячеслава в Смоленск из Владимира Волынского был переведен младший сын Ярослава, Игорь, а на его место из Ростова — Ростислав. Вскоре, в 1060г. умер Игорь. Ростиславу, претендовавшему на Смоленск, было в этом отказано21. Считая себя совершенно обделенным теперь уже и дядями, князь обратился за помощью в Новгород. Здесь помнили его отца и сыну не составило большого труда набрать себе вольную дружину, в которую вступили и знатные новгородские люди. С дружиной «Ростислав удалился в Тмутараканский край, — пишет Д.И. Иловайский, — манивший к себе своим отдельным положением, торговыми связями с промышленным Корсунем и соседством с воинственными кавказскими народами, где легко было набирать вспомогательные наемные отряды»22. Тмутараканское княжество имело важное религиозное значение для церковных связей с Византией. Здесь утвердился христианский элемент, благодаря распространению среди жителей сказания о миссионерстве апостола Андрея Первозванного23, всемерно поддерживаемого Византией, нуждавшейся в доказательствах своей «равночестности» Риму, дабы «оградить свою независимость от римских притязаний» и «обеспечить себе самой господство над всеми по возможности церквами Востока»24; в 1022г. построена церковь св. Богородицы. Тмутараканское княжество – вотчина Святослава Ярославича (1027 — 1076) — было отдаленной азовской колонией Руси, возникшей на месте античной Гермонассы, а затем хазарской Таматархи или Тамани, перешло под власть Киевской Руси после победы киевского князя Святослава Игоревича над хазарами. Теперь этим княжеством управлял старший сын Святослава Ярославича, Глеб. Ростислав изгнал своего двоюродного брата с княжения, но вскоре отец вернул тому удел. Ростислав ушел с дружиной из города «не потому, что испугался его, но потому, что не хотел поднять оружия против родного дяди»25. В 1064 г. Ростислав вторично изгнал Глеба из его княжества и управлял им до своей трагической смерти (по одним источникам в 1066, по другим в 1067 году).
Об этой незаурядной личности с сочувствием и пониманием пишут многие авторы. Приведем мнение С.М. Соловьева: «Утвердившись здесь, он стал брать дань у косогов и в других странах. Греки испугались и подослали Корсунского правителя извести князя коварством. Правитель пришел к Ростиславу; тот совершенно вверился ему и начал оказывать большую честь. Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною, грек сказал ему: «Князь! Хочу пить за твое здоровье»; Ростислав отвечал: «Пей». Грек выпил половину чаши, а другую половину подал выпить князю; но прежде незаметно обмакнул в чашу палец, а под ногтем у него был яд, который должен был подействовать в седьмой день. Когда князь выпил свою долю, то отравитель скрылся и, приехав в Корсунь, объявил, что в тот день умрет Ростислав, как и случилось». Свой рассказ Соловьев завершает с большой грустью: «Ростислав был муж доблестный, воинственный, телом строен, красив лицом и милостив к убогим». Тело князя погребли в столице княжества, г. Тмутаракани26, в церкви св. Богородицы. Изгнанные из Тмутаракани его дети впоследствии княжили в Галицко-Волынской земле: Рюрик — князь Перемышльский с 1084/85 и до последовавшей смерти в 1092); Володарь — князь Звенигородский (1084/85-1092), князь Перемышльский (1092-1124); Василько — князь Теребовльский (1084/85-1124) и Галича (1084/85-1124).

Более сорока лет потребовалось, чтобы достичь первого согласия между князьями и поделить все русские земли на началах справедливости, закрепив новый порядок наследования: «каждый да держит отчину свою». Этому способствовали внешние обстоятельства – нашествие со стороны южной Степи нового врага — половцев. Последние, как отмечали историки, превосходили по численности печенегов, а их разорительные набеги отличались еще большей дерзостью.
В 1048г. печенеги в результате жестоких межплеменных усобиц, теснимые другим тюркским племенем узов (в русских летописях известны под именем торков), покинули Южнорусские степи, откочевали за Дунай. Но некоторая часть из них осела на Русской земле и наравне с русскими воинами печенеги верно служили князьям Рюрикого дома.

Примечания:
19С.Ф. Платонов. Полный курс … С. 100.
20В.О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. М., 1993. С. 148.
21Там же. С.150.
22Дмитрий Иловайский. Становление Руси. М., С. 115–116.
23А.В. Карташев. История русской церкви, в 2-х томах. Т. I. М., ЭКСМО. 2006. С. 53 — Легендарное сказание по рассказу монаха Епифания, жившего в конце VIII и нач. IX в., предпринявшего учено-археологическое путешествие по прибрежным странам Евксинского Понта: «…ап. Андрей из кавказских стран, не обходя Меотического залива (Азовское море), через пролив (Керченский), приходит прямо в Воспор (Керчь); отсюда проходит в крымские города Феодосию и Херсонес; далее плывет морем на Синоп и возвращается в Византию». Легенда-предание укрепилась в вариантах в Киевской Руси и Руси Московской.
24Там же. С. 54.
25С.М. Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 55.
26Г. Тмутаракань — ныне станица Таманская.