Сайт Богдана Дмитриевича Яворского

28 Март 2013

НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ

ЯВОРСКИЙ Матвей Яковлевич, из духовного звания, православный; с 1861 года надворный советник, младший столоначальник Капитула Российских Императорских и Царских Орденов, Кавалер орденов св. Владимира 4 ст., св. Анны 3 ст. и св. Станислава 3 ст., имел знак Отличия беспорочной службы за XV лет и бронзовую медаль в память войны 1853-1856 годов.

Из формулярного списка (с дополнениями в кв. скобках): по увольнении в 1834г. из низшего отделения Новгородской Духовной Семинарии поступил на службу в Новгородскую Палату Уголовного Суда копиистом, а в 1835-м произведен в подканцеляристы; в 1836-м командирован в Канцелярию Губернского Прокурора, в 1837-м произведен в Губернские регистраторы, в 1838-м утвержден письмоводителем канцелярии; 26 апреля 1839-го перемещен секретарем для управления делами о выделе Корабельных рощей в Балтийском Округе; 20 июня 1842г. произведен в Губернские секретари, 20 июня 1846г. в Коллежские Секретари, 20 июня 1850 в Титулярные Советники; 4 июня 1852г. Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству за № 111, переведен на службу в Канцелярию Капитула Орденов младшим столоначальником, в 1853г. временно управлял 4-м и 2-м столами Орденского отделения. В должности младшего столоначальника его жалование составляло 514 руб. 60 коп., столовых 214 руб. 43 коп., на оплату казенной квартиры 729 руб. 3 коп. Кроме того, ежегодно из суммы, пожалованной в пособие чиновникам канцелярии, он получал от 135 до 275 руб. сер. Случались и наградные. Так, например, 17 апреля 1860г. ему, в награду за отлично-усердную службу, было единовременное пожалование 700 руб. сер.
Женат Матвей Яковлевич был на дочери купца Миллера, Марии Карловне, их дети:
- МИХАИЛ, род. 10 декабря 1840г. (Новгород. Дух. Консист., метр. Новгородской Гродской Дмитровской Церкви, № 6711);
- КЛАВДИЯ, род. 20 октября 1845г. (Новгород. Дух. Консист., метр. Новгородской Гродской Дмитровской Церкви, № 6712); [в 1862 окончила Мариинский институт, муж: балкарский князь, Асланбек Мырзакулович (в православии Александр Александрович) Урусбиев. Служил в Царском Конвое (Собственный Конвой Его Императорского Величества), умер в Орджоникидзе; их дети: Сергей Александрович (17.09.1869–29.12.1898) - офицер Собственного Конвоя... и Исмаил Александрович (05.02.1874–8.02.1912) - штабс-капитан, женатый на Екатерине Константиновне Венеровской; внуки: Урусбиев Николай Сергеевич (1899-1965) - умер в эмиграции (США), Урусбиев Евгений - юнкер, в Добровольческой армии и ВСЮР в 1-м Кабардинском конном полку, с 18 июня 1919 прапорщик. Дальнейшая судьба не известна, предположительно, погиб];
- АЛЕКСАНДР, род. 9 июня 1849г. (Новгород. Дух. Консист., метр. Новгородской Гродской Климентовской Церкви, № 6108);
- ВЛАДИМИР, род. 8 ноября 1851г. (Новгород. Дух. Консист., метр. Новгородской Гродской Георгиевской Церкви, № 6109); [воспитанник Морского кадетского корпуса, унтер-офицер (1873). После окончания Морского училища, 7-й по списку сто двадцатого выпуска, произведен в гардемарины 8.04.1873];
- СЕРГЕЙ, род. 17 сентября 1854г. (СПб Дух. Консист., метр. Пантелеймоновской Церкви, № 1519); [скончался в 1896 году 26 августа в чине коллежского советника, погребен на Митрофан. кл. СПб];
- АЛЕКСАНДРА, род. 3 октября 1857г. (СПб Дух. Консист., метр. Церкви 3-й Гимназии, № 1521); [вышла замуж за Константина Баулина, унтер-шталмейстера двора Великого князя Павла Александровича, у них сын Константин Константинович - инженер ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского)];
- ПАВЕЛ, род. 25 октября 1861г. (СПб Дух. Консист., метр. Церкви 3-й Гимназии, № 1520).
Из них, по состоянию на февраль 1862 года, Михаил Яворский окончил Санкт-Петербургский университет, Александр Яворский состоял пансионером Капитула Орденов в 3-й Санкт-Петербургской гимназии, а дочь Клавдия Яворская — пансионеркой Капитула Орденов в Мариинском Институте. Остальные дети находились при родителях. Жена и дети православного исповедания.
В 1861 году Яворский Матвей Яковлевич был награжден Орденом св. Владимира 4 ст., дававшим право на потомственное дворянство. [Умер 12 сентября 1874 г., погребен на Смоленском правосл. кл. СПб].

Документы:
1. Грамота на орден св. Владимира 4 ст., копия.
«Божиею Милостию Мы Александр Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и проч. и проч. и проч.

Нашему Надворному Советнику младшему Столоначальнику Канцелярии Капитула Орденов Матвею Яворскому.
В награду заслуг, оказанных вами при приведении в желаемый порядок весьма важной для Капитула Орденов части по разысканию места жительства Кавалеров, состоящих на очереди для помещения в комплект пансионеров по пожалованию им Орденов, по засвидетельствованию начальства и удостоверению Кавалерской Думы, Всемилостивейше пожаловали Мы вас в 22 день Сентября 1861-го года Кавалером Императорского Ордена Нашего Святого Равноапостольного Князя Владимира четвертой степени. Грамоту сию во свидетельство подписать, Орденскою печатью укрепить и знаки Орденские препроводить к Вам Указом Нашим в 4 день Ноября 1861 года. Повелели Мы Капитулу Российских Императорских и Царских Орденов.
Дана в С.-Петербурге в 7 день Ноября 1861 года. Подлинную с приложением Орденской печати подписали: Вице Президент Граф Борх, Члены: Генерал Лейтенант Белогужев и Кн. Трубецкой и Присутствующий Церемоний-мейстер Граф Армфельд.
Верно: Секретарь /подпись/
М.П.
№ 5643

2. Из Определения Новгородского Дворянского Депутатского Собрания, состоявшегося 24 сентября 1862г., которым Собрание заключило:
«Надворного Советника и Кавалера Матвея Яковлева Яворского, жену его Марию Карловну и Детей — сыновей: Михаила, Александра, Владимира, Сергея, Павла и дочерей: Клавдию и Александру внести в третью часть Дворянской родословной книги Новгородской Губернии».

3. Из Указа Правительствующего Сената от 23 октября 1862г. за № 8082:
«Правительствующий Сенат, руководствуясь 17, 32, 36, 38, 42 и 1638 ст. IX т. Св. Зак. (изд. 1857г.), определяет утвердить Определение Новгородского Дворянского Депутатского Собрания о внесении означенных лиц в 3 часть Дворянской родословной книги…».

Источники:
ФГУ РГИА, Ф.1343, оп.34, д.1295
ФГУ РГИА ф.1343 оп.51 д.644, лл.281,290
Алфавитный список Дворянских родов Новгородской губернии, в течение 1862 года утвержденных в Дворянстве Правительствующим Сенатом. Составлен на основании рапорта Новгородского Дворянского Депутатского Собрания № 97 от 6 февраля 1863 года в Правительствующий Сенат.
Н.А. Коргуев. Обзор преобразований Морского Кадетского корпуса с 1852 года. С приложением списка выпускных воспитанников 1753-1896 г. СПб., 1897. С. 275.
Общий Морской список. Царствование императора Александра II. Часть XVI. Р — Я. Санкт-Петербург. 2016.
С.В. Волков. Офицеры армейской кавалерии. Опыт мартиролога. — М.: Русский путь, 2004. С. 539.
Личная переписка. Письма и ссылки от Михаила Чигринца.

Пишут потомки и не только — письма, поиски

Из письма Михаила Чигринца: «А началось всё с найденной на Вашем сайте фразы: «Женат Матвей Яковлевич [Яворский] был на дочери купца Миллера, Мари[и] Карловне».

1. Здравствуйте, Богдан Дмитриевич!
На ваш замечательный сайт я наткнулся практически случайно, просматривая лютеранские метрические книги Новгорода. В верхней записи (вложенный файл) запись о крещении Вильгельма Александра Миллера, и среди восприемников указана госпожа коллежская асессорша Мария Яворская, урождённая Миллер. Поиск в Яндексе быстро привел на ваш сайт, где я прочитал про семью Матвея Яковлевича Яворского, его жену Марию Карловну, дочь купца Миллера и их детей. Поскольку отец новорожденного из приведенной метрической книги, Пауль Фердинанд Миллер, был сыном Карла Фридриха Миллера, каретного мастера (Wagenbauer) в Новгороде, то я предполагаю, что Мария Карловна была старшей сестрой Павла Карловича (Пауля Фердинанда) и, таким образом, родной тётушкой моего прапрадеда…

2. Добрый день, Богдан Дмитриевич!
Страницу [сайта] изучил. Записи в метрических книгах о рождении младших детей Матвея Яковлевича (в Петербурге) нашел. Кстати, оказалось, что Сергей Матвеевич родился не в сентябре, а в октябре 1854 года. Сергей Матвеевич скончался в 1896 году в чине коллежского советника (так указано в Петербургском некрополе, https://dlib.rsl.ru/viewer/01004011543#?page=680).
Мария Карловна действительно оказалась сестрой моего прапрапрадеда Павла Карловича Миллера — это подтверждается, кроме кумовства, еще и ревизской сказкой города Дерпта (до 1836 года Карл Фридрих Миллер числился ремесленником в Дерпте).

3. Здравствуйте, Богдан Дмитриевич!
Тут обнаружился еще очень интересный момент.
Сначала, если позволите, небольшая предыстория. В 2018 году я, практически случайно, обнаружил в Финляндии свою пятиюродную сестру по материнской линии. Она праправнучка Паулины фон Шварц (урожд.Миллер), старшей сестры моего прапрадеда Вольдемара Миллера. Конечно же, мы принялись обмениваться информацией. Среди прочего она рассказала, что их семья в 1918 бежала из Советской России в Финляндию, и что брат ее прабабушки, т.е. сын упомянутой Паулины, Виктор фон Шварц, оставил мемуары, правда, изданные только на финском языке. В том числе там был такой текст (в моем вольном пересказе с финского, которого я не знаю, увы, но с помощью современных технологий и доступного латинского алфавита, можно понять общую суть):
«у матери (т.е. у Паулины) было четыре сестры (neljä sisarta): Клавдия, Елена, Эмилия и Элеонора; кроме матери (Паулины) только Клавдия вышла замуж (Paitsi äitiäni ainoastan Claudia joutui naimisiin). Её (Клавдии) муж был кавказский князь, служивший в Царском Конвое (Собственный Конвой Его Императорского Величества), Урузбеев, родственник Шамиля, высокий, красивый и добрый. У него были свои земли на Кавказе в Баксанской долине».

Конечно, этот романтический пассаж заинтересовал меня, и я начал «копать» в этом направлении. Выяснилось, что в царском конвое служили двое Урусбиевых (семейство балкарских горских князей): Асланбек Мырзакулович (в крещении Александр Александрович) и его сын Сергей. Про Асланбека на просторах интернета нашлась, многократно повторяемая, такая информация:
«Был женат на русской дворянке Егорской Клавдии Матвеевне, в связи с женитьбой на которой принял православие и имя – Александр Александрович», «Александр жил в Санкт-Петербурге, принял православие, женился на Клавдии Матвеевне Егорской — особе, приближенной к царскому двору, имевшей высшее образование».
Про Сергея известно только, что был женат, и его сын Николай после Гражданской войны уехал в Америку. Паулина, как и её сестры, были лютеранами. И по отчеству они были Павловны. Да и дворянами не были, дворянкой стала только Паулина, выйдя замуж за дворянина Бальтазара фон Шварца. Поэтому вариант с Клавдией Матвеевной, вероятно, отпадал. Оставался Сергей, но он был моложе сестер Миллер.

Но была еще одна проблема. В календаре моего прапрадеда Вольдемара есть пометки с днями рождения близких родственников, там перечислены с днями (к сожалению, без годов) рождения все его сестры: Поля (Паулина), Леля (Елена), Миля (Эмилия) и Эля (Элеонора). Но никакой Клавдии нет.

И тут моя финская сестра предполагает, что речь идет не о родной тете Виктора, а о двоюродной, и — пасьянс сошелся. Мария Карловна Миллер, родная сестра Пауля Фердинанда (Павла Карловича) Миллера, отца Паулины, Вольдемара и остальных сестер: Лели, Мили и Эли, вышла замуж за Матвея Яковлевича Яворского. Их дочь Клавдия Матвеевна Яворская в 1862 окончила Мариинский институт (он, правда, давал не высшее, а среднее образование, но это детали), в том же году Матвея Яковлевича утверждают в дворянстве. Служба отца невесты в Капитуле российских орденов (входившем в Министерство двора, а гроссмейстером всех российских орденов считался Император) с некоторой натяжкой тянет на «приближенность ко двору».

К сожалению, найти документы о браке князя Урусбиева и Клавдии Матвеевны пока не удалось. Но зато удалось найти источник ошибки. Все записи, найденные в интернете, имеют своим источником записку Ляны Карачаевны Блаевой со слов кнг. Урусбиевой Екатерины Константиновны, вдовы младшего сына Асланбека и Клавдии. Как пишет дочь Ляны Карачаевны, «Записи мама делала, без всякого сомнения, со слов своей воспитательницы Екатерины Константиновны Урусбиевой (тети Кати)… Вполне возможно, что фамилию Яворская мама на слух записала как Егорская».
Странно, что никто еще, а фамилия Урусбиевых уважаемая в Балкарии и про эту семью много исследований, не сверил девичью фамилию жены Асланбека-Александра по его послужному списку, если, конечно, таковой сохранился. Но это еще предстоит проверить.

4. Здравствуйте, Богдан Дмитриевич!
Спасибо за теплые слова. Душа в Финляндии и правда родственная, в буквальном и в переносном смысле.
Тем временем я нашел дату смерти Матвея Яковлевича. Скончался он 12 сентября 1874 в Санкт-Петербурге, как сказано в МК, «от паралича нижних конечностей», похоронен на Смоленском православном кладбище.
Дочь, Александра Матвеевна, вышла замуж за Константина Баулина, унтер-шталмейстера двора Великого князя Павла Александровича.
Как говорится, продолжение следует…

5. Здравствуйте, Богдан Дмитриевич!
…Удалось не только разгадать тайну загадочного кавказского князя Урусбиева, но и найти две дальние родственные ветки: Агаповых во Франции и в России, и Баулиных в России. Про Баулиных я упомянул в декабре [2020], когда писал про то, что Александра Матвеевна Яворская вышла замуж за Константина Баулина, унтер-шталмейстера двора Великого князя Павла Александровича. Эта новость нашла свое продолжение. Один из сыновей Константина и Александры, тоже Константин, был одним из инженеров ЦАГИ. И у него обнаружились (буквально сегодня ночью [01/2021]) потомки…

С уважением,
Михаил Чигринец, chigrinetsml@yandex.ru

Б.Я. Автор сайта рассчитывает, что в Кабардино-Балкарии прочтут этот материал потомки Урусбиевых и помогут исправить вероятную ошибку в написании фамилии жены князя Асланбека Мырзакуловича (Александра Александровича) Урусбиева — Яворской Клавдии Матвеевны, дочери русского дворянина надворного советника и кавалера Матвея Яковлевича Яворского. Пишите автору сайта или непосредственно Михаилу Чигринцу, от которого ждем продолжения интересного исследования и пожелаем ему удачи.

Продолжение
6. Из письма Михаила Чигринца от 13.08.2021: «…Потомков Асланбека [Урусбиева Асланбека Мырзакуловича (Александра Александровича)], насколько я понимаю, в России нет — младший внук Евгений сгинул в огне Гражданской войны, возможно, в эмиграции сохранились потомки старшего внука Асланбека — Николая [Сергеевича (1899-1965)], если, конечно, у Николая были дети… Эту историю опубликовал издатель из Нальчика Виктор Котляров
(https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2805771326337976&id=100007154072034)»

Б.Я. В интересной публикации Виктора Котлярова есть дополнительные сведения по датам жизни детей княжеской четы А.А. Урусбиева и К.М. Яворской — внукам Яворского Матвея Яковлевича и Марии Карловны Миллер: Сергея (17.09.1869–29.12.1898), Исмаила (05.02.1874–1912) — «Да услышит Бог», супруге последнего — Екатерине Константиновне из Венеровских, их правнуку Николаю (1899-1965) и другая важная информация. Ниже — фрагмент:
«Княжеская фамилия Урусбиевых для Балкарии знаковая, биографии представителей рода изучены достаточно хорошо. Тем не менее, время интернета помогает находить дополнительную, весьма познавательную информацию. В 2013 году в книге «Неизвестная Кабардино-Балкария» мы опубликовали материал «Измаил, последний из плеяды». Основой для него стала информация, которую предоставила нам Лейла Шауцукова, дочь Ляны Карачаевны Блаевой (Шауцуковой), записавшей рассказ княгини Екатерины Константиновны Урусбиевой, домашний пансион которой она посещала. Екатерина Константиновна (девичья фамилия Венеровская) – супруга Измаила Александровича Урусбиева. Измаил – сын Асланбека (Александра Александровича), внук Мирзакула Исмаиловича Урусбиева.
Вот тот текст, записанный Л. К. Блаевой и вложенный в ее дневник: «Измаил Александрович Урусбиев – штабс-капитан. Умер 8 февраля 1912 в возрасте 34 [?] лет. Отец жил в Петербурге, женат на русской, принял православие.
Он (отец) с Куденетовым были высокого роста – служили в царском конвое. Умер отец в Орджоникидзе. Было два сына – Измаил и Сергей. Сергей – старший сын. Мать Клавдия Матвеевна Егорская с высшим образованием (из приближенных ко двору).
Сын Сергей – офицер при конвое (царском), (красные, синие черкески). Был очень красив. Был женат, умер в Орджоникидзе (от TBC). Сын ещё жив в Америке.» [имеется в виду Николай Сергеевич, ум. в 1965 году - Б.Д.] <...>
К этому остается добавить, что мы планируем перевести страницы воспоминаний Виктора Александра фон Шварца с финского языка, где он рассказывает о своих родственниках Асланбеке и Клавдии Урусбиевых»
.

В дополнение, см. статью Баразбиева Муслима Исмаиловича, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой культурологии и этнологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик): «Карачаево-балкарские аристократы – ветераны Собственного Его Императорского Величества Конвоя» на сайте Кубанское Казачье Войско — http://www.slavakubani.ru/