Сайт Богдана Дмитриевича Яворского

08 Апрель 2013

МАЛЫЙ, СРЕДНИЙ И БОЛЬШОЙ (ПОЛНЫЙ) ГЕРБ

Создаваемый строго по правилам геральдики, герб может быть малым, средним и большим. Малый герб состоит только из гербового щита — главного элемента любого герба с геральдическими на нем символами (или знаками, или изображениями, или фигурами). Одноцветные или простые гербы без изображений — редкость. Средний герб состоит из геральдического щита, но в сопровождении шлема, короны в зависимости от ранга владельца с клейнодом или нашлемником (навершием) и намета на шлем или мантии. Большой или полный герб композиционно состоит из еще большего числа элементов: щита, шлема, короны, нашлемника, намета на шлем, мантии, щитодержателей и девиза. «Правила составления герба… установились лишь с середины XIII века» (М. Пастуро).

ГЕРБОВЫЙ ЩИТ. За основной элемент герба щит был выбран как нельзя удачно. Служивший защитой владельца в бою от неприятельских стрел, меча, копья или боевого топора и хорошим отличительным атрибутом, он стал удобным местом размещения геральдических изображений, как только в них возникла такая необходимость. Выше мы сказали, что быть узнаваемым по определенным признакам на поле боя рыцарю, воседающему на боевом коне и облаченному с головы до ног в тяжелые стальные доспехи, требовалось прежде всего для своих военачальников, соратников и, конечно, оруженосцев; ценой такого требования была сама жизнь. Щиты можно было видеть разнообразной формы и декорирования и по ним определять участвовавших в сражении противников. Менялись эпохи, вооружение, мода в геральдике, а с ними и форма щитов.
В изображаемых гербах можно встретить щиты: квадратные, ромбические, круглые, византийские, варяжские (треугольные, суживающиеся книзу), раннеготские (треугольные, более вытянутые и с закругленными верхними краями), немецкие или картушные, итальянские (овальные), французские, английские, испанские, польские… Но самым удобным для размещения геральдических изображений стал французский щит — прямоугольник, основание которого составляет 8/9 от его высоты; в середине нижней части он выступает острием и имеет скругленные нижние углы.
Оригинальная форма польского щита представлена в гербах на сайте http://www.genealog.home.pl/, автор Ryszard Jursak, и использованная нами для иллюстрации фамильных гербов Яворских.

ФИГУРЫ ГЕРБОВ, МЕТАЛЛЫ, ФИНИФТИ и МЕХА. МАНТИЯ (СЕНЬ).
В герботворчестве используются два начала: фигуры и цвета (тинктуры — металлы, финифти и меха). В русской геральдике, воспринявшей французскую традицию, в построении гербов используется два вида металлов — золото и серебро и пять цветов эмалей (финифтей) — красный (или червлень — смесь сурика и киновари), синий (или лазурь — смесь кобальта и ультрамарина), пурпурный (или пурпур — точного определения не имеет), зеленый (или зелень, в классической геральдике синопль — смесь хрома и растительной зелени) и черный (или чернь, в классической геральдике сабль — сажа, жженая слоновая кость). Полутона не приняты. Но, как пишет Мишель Пастуро, «в разные времена один и тот же герб мог изображаться в самых разных оттенках одних и тех же цветов и потому выглядеть очень по-разному». Ниже это утверждение мы проиллюстрируем на примере самого трудного для толкования и восприятия пурпурного цвета.
Золото (желтый цвет, фр. — or) — символ богатства, силы, верности, чистоты и постоянства; серебро (белый цвет, фр. — argent) — невинности, белизны, девственности, мира, благородства, высшей власти.
Красный цвет (червлень или киноварь, фр. — Mars, rubis et gueuls — пасть, алая) — символ войны, храбрости, мужества, неустрашимости; синий (лазурь, фр. — Jupiter, saphir et azur) — символ величия, красоты, ясности; зеленый (зелень, фр. — Venus, emeraud, sinople, применяется редко) — символ надежды, изобилия, свободы; черный (чернь, фр.- Saturne, diamant, sable, земля или соболь) — символ скромности, образованности, бедности, ночи, мрака, смерти, печали; пурпурный (используется лишь в исключительных случаях) — символ высшего достоинства, силы, могущества и благородства.
На первый взгляд кажется удивительным то, что авторы работ по геральдике пурпурный цвет трактуют по-разному: у Мишеля Пастуро в «Геральдике» он фиолетовый, в его «Повседневной жизни Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола» — фиолетово-коричневый, у Стивена Слейтера в «Геральдике. Иллюстрированной энциклопедии» малиново-красный, у Жюста Жана Руа, Жозефа Франсуа Мишо в «Истории рыцарства» бордовый, у А.П. Левандовского «В мире геральдики» лиловый. Есть определение пурпура, как «смеси красного и фиолетового», — у А.А. Щелокова в «Увлекательной геральдике», «смеси кармина и розовой» краски — в «Энциклопедии российской монархии»1. Или назывался просто — «Mercure, amethyste et pourpre» — так у А.Б. Лакиера. При этом каждый автор прав. В чем же тут дело? А секрет, оказывается, заключается в том, что классический пурпурный цвет, получался в результате смешивания «кармина и розового лака. …натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один, давал тёмный, фиолетовый оттенок, [аметист], а другой, так называемый тирский пурпур — огненно-красный»2. Вот поэтому, при отсутствии строгого регламента на оттенки и редкое употребление цвета, «пурпур… изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего»3 ***. Во многих случаях пурпурный цвет зависел от вкусов художника и заказчика, используемых имевшихся в наличии компонентов и сложившейся традиции. В «Российской геральдике, — пишет А.В. Ульянов в книге «Русская символика», — пурпуром называется соединение красного и синего цветов. Таким образом, любая краска, содержащая красный+синий цвета (фиолетовый, лиловый, сиреневый), — это пурпур4
Кроме вышеназванных и общепринятых цветов англичане используют еще несколько цветов: оранжевый (фр. — l`orangee) и кровавый (фр. — sanguine), Ульянов называет третий — багровый (мюррей). «В немецкой геральдике, — добавляет автор, — вошли в употребление несколько второстепенных и составных цветов: железно-серая, пепельная, земляная, коричневая и водянолубая, или стальная».5
Происхождение названий, принятых в геральдике цветов, Лакиер объяснял так: «Непонятные для нас … названия цветов обычно производят с Востока, откуда, по-видимому, их принесли крестоносцы вместе с новыми гербами. Ученый Менестрие, напротив, думает, что геральдика обязана ими маврам, которые вследствие запрещения корана употреблять изображения фигур должны были прибегнуть к различию красок».
Из мехов в геральдике приняты — горностай и белка. В западноевропейской геральдике меха употреблялись «в качестве покрытия щитов или фонов для нанесения соответствующих эмблем …, то есть схематическое, условное изображение двух видов мехов, которыми реально покрывались иногда рыцарские щиты… Меха так же имели определенное символическое значение: беличий означал благородные и полезные занятия, горностаевый — высокородность, «породистость» происхождения» (В.В. Похлебкин. Словарь… С.250). Мех горностая использовался, как правило, для подбивки мантий — атрибута в гербах монархов, суверенов и высшей аристократии, иногда и в государственных. В Российской геральдике мантия обязательный атрибут княжеского герба.

В геральдике мантия — стилизованное изображение в виде павильона, занавеса или палатки, опускающееся из-под короны, происходит от лат. mantelum — плащ: manus — рука и tela — ткань, что означает «верхнее одеяние без рукавов, набрасываемое на плечи, поверх всей остальной одежды и покрывающее (скрывающее) руки». В геральдике, как атрибут родового герба, мантию стали использовать лишь с конца XVII века. Она указывает на высокое достоинство армигера, его аристократическое положение, титул — от князя до императора. В Византии «мантия называлась порфирой, и поэтому императоры … назывались порфирородными и порфироносными». Есть и такое историческое обоснование места мантии в гербе: в походе или перед боем рыцарь укрывался от палящих лучей солнца или непогоды и помещал под этим укрытием свое боевое оружие для защиты и поддержания его в постоянной готовности к применению.

Геральдические фигуры, их множество: 1-я группа — фигуры естественные (космические предметы, планеты и стихии; живые существа; растительный мир); 2-я группа — фигуры искусственные, сзданные человеком; 3-я группа — фигуры фантастические (воображаемые, мифические), яляющиеся плодом вымысла, фантазии человека.
Как правило, владелец герба выбирал для своего герба фигуры, которые ему наиболее подходили и символизировали «разные качества, разные добродетели, разные черты характера» или другие отличия, ему присущие.

ШЛЕМ, КОРОНА (ВЕНЕЦ), БУРЕЛЕТ.
Шлем — один из важных элементов герба, обязательно входил в изображение рыцарского герба. Изображались шлемы в профиль, а с XV в. — прямо (анфас). По шлему можно было определить, к какому рангу в социальной иерархии относится его владелец. (Ниже дается описание шлемов по Г. Введенскому).
Шлемы императоров и королей изображаются золотыми, богато украшенными, анфас, с открытым лицом, без решетки.
Шлемы принцев крови и герцогов — серебряные, анфас, с открытым лицом и тоже эффектно декорированы.
У маркизов — такие же, как у принцев и герцогов, но с опущенной решеткой.
Шлем графа серебряный, изображался в три четверти вправо, с девятью решетинами.
Баронский шлем серебряный, — в три четверти вправо, с семью решетинами.
Дворянский шлем из полированной стали, — в профиль вправо, с четырьмя решетинами.
Получивший дворянство воин, недавно посвященный в рыцари, — неофит, имел шлем, повернутый вправо и с приспущенным забралом.

Возводить в рыцарское звание простолюдина имел право только монарх. Пожалованный в рыцари становился дворянином с момента посвящения и пользовался всеми правами рыцаря наравне с остальными. Обычно посвящение производилось за особые подвиги на поле боя. Очень часто это делал Фридрих Барбаросса. Он посвящал на поле боя простых воинов и даже крестьян. Известно, что польский король Владислав II Ягелло перед началом Грюнвальдской битвы 15 июля 1410г. посвятил в рыцари сразу 2 тыс. воинов.

Шлемы бастардов (незаконнорожденных) изображались на их гербах либо повернутыми вправо, либо анфас, но всегда с опущенным забралом. (Замечу, что забрало, как элемент шлема, был изобретен только в XIV веке).

Корона помещается на шлем или прямо на щит, иногда на мантию. В гербе она указывает на титул гербовладельца. Корон в гербовых изображениях множество разновидностей.

Бурелет изображается в виде скрутки нескольких жгутиков из ткани, набитой шерстью, и связанных в кольцо. Надевался на шлем под нашлемник для ослабления ударов меча и для крепления матерчатого намета, защищавшего от палящего солнца и непогоды. Этот гербовый элемент был заимствован рыцарями-крестоносцами у арабов бедуинов (общеарабское название — икаль). Бурелеты в гербах свидетельствуют о том, что рыцарь действительно участвовал в Крестовом походе на Востоке. Они всегда одного цвета со щитом и геральдическими фигурами и относятся к отличительным эмблемам, по которым узнавали не только принадлежность к роду, но и национальность армигера. Эта эмблема отличает так же древнее дворянство от нового.

КЛЕЙНОД (НАШЛЕМНИК, НАВЕРШИЕ), НАМЕТ.
Нашлемник — украшение на верхней части шлема.
Намет — украшение к шлему, изображается в виде прикрепленной к нему ткани, символизирующей покрывало или плащ, использовавшиеся рыцарями для защиты от палящих лучей солнца или непогоды. В боях покрывающая ткань подвергалась воздействию неприятельского оружия. Поэтому на шлеме это украшение часто изображается как бы летящим по ветру изорванным или изрезанным рыцарским плащем. Краски намета определяются цветом главного поля щита, а подбой — цветом главной фигуры.

ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ — это фигуры, поддерживающие щит. Их появление в гербах связано с рыцарскими турнирами. По правилам проведения турниров, все рыцари, желавшие принять участие в них, вывешивали в определенном месте на обозрение свои шиты, подтверждавшие благородное происхождение рыцарей, участвующих в состязаниях. Щиты охранялись оруженосцами, переодетыми в самых разных животных или мифических существ.

ДЕВИЗ — лаконичное изложение кодекса поведения гербовладельца (армигера).

Правило геральдики: при описании герба правая и левая части определяются со стороны держащего гербовый щит и находящегося за ним. Для смотрящего же на герб — наоборот: правая сторона будет левой, а левая правой. Правая сторона герба называется «декстер», а левая «синистер». Правая сторона более почетна. Поэтому большинство геральдических фигур в гербе изображаются повернутыми вправо.

При описании гербового щита сначала описывается его поле, включая деления, далее почетная геральдическая фигура (это геометрические узоры: глава, столбы, пояса, перевязи, стропило, кресты: косые, вилообразные, прямые и т.д.), за ней важнейшие фигуры на поле, за ними малые, за малыми фигурами — любые фигуры на почетной геральдической фигуре, затем уже простые фигуры и в последнюю очередь любые фигуры на простых геральдических фигурах.
За описанием гербового щита идет описание остальных элементов герба.

Источники
1 Энциклопедия российской монархии. М.: Изд-во Эксмо, 2002. С. 151
2 Сайт Геральдика России: http://geraldsch40.narod.ru/
3 Там же.
4 Ульянов А.В. Русскя символика. М.: Изд-во Астрель, 2009. С.39 и ссылка на стр. 467:Арсеньев Ю.В. Геральдика. Ковров, БЭСТ-В, 1997. — С.137, 138.
5 Там же. С.39
6. В.В. Похлебкин. Словарь международной символики и эмблематики. — М.:Центрполиграф, 2007
7. А.А. Щелоков. Увлекательная геральдика. — М.: Эксмо, 2006.
8. Мишель Пастуро. Геральдика.- М.: Астрель.АСТ, 2003
9. Стивен Слейтер. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007
10. Стивен Фрайер. Джон Фергюсон. Геральдика.- М.: АСТ.Астрель, 2009
11. Е.И. Каменцева. Н.В. Устюгов. Русская сфрагистика и геральдика. — М.: Высшая школа, 1974
12. А.П. Левандовский. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008
13. Жюст Жан Руа. Жозеф Франсуа Мишо. История рыцарства. — М.: Эксмо, 2007
14. Георгий Введенский. Азбука Геральдики. — СПб.: Аврора, 2003
15. Игорь Борисов. Российская геральдика. Происхождение. История. Современность. — М.: Олис: Эксмо, 2009
16. Мишель Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. М.: Молодая гвардия. Палимпсест.2009. С.115-116

Картинка: Полный герб генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича графа Эриванского светлейшего князя Варшавского. 1830 г. Из книги Георгия Введенского «Азбука геральдики». — СПб.: Аврора, 2003. С. 27