Сайт Богдана Дмитриевича Яворского

31 Март 2013

Краткие сведения из истории Галиции с древнейших времен

ЧАСТЬ I. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ?

Из огромного славянского мира, представляющего до первых веков н. э. единое целое, ныне славянские народы в Европе включают в себя три географические наименования: а) восточные славяне – русские, украинцы и белорусы; б) западные – поляки, чехи, словаки и лужичане; в) южные – болгары, сербы, хорваты, македонцы и муслимане*. К VI в. славянский мир был поделен на три группы – венедов, склавин и антов. Об этом писали остготский историк Иордан и византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский. Последний считал, что склавины и анты очень внешне похожи, ничем не отличаются друг от друга и даже находятся в близком родстве. В дальнейшем склавины и венеды составили группу южных и западных славян, анты – восточную.
Праславянская территория «вбирала в себя» области между реками Вислой и Днепром, прежде всего, северные склоны Карпатских гор. По мере расселения славянских племен по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходит их обособление. Центральное положение занимали западные славяне, география которых представлена в книге «Давний спор славян: Россия, Польша, Литва» А. Широкорада. Он пишет: «В VII-VIII вв. в бассейне верхней Лабы, рек Влтавы и Моравы жили чешско-моравские племена, в бассейне Вислы и Варты, до Одера и Ниссы на западе – польские племена. Земли в бассейне средней и нижней Лабы до Балтийского моря занимали полабские славяне, образовавшие несколько племенных союзов. Между Салой и Лабой и далее к востоку жили племена серболужицкого союза, а по средней Лабе и далее на северо-восток – племена союза лютичей. Нижнюю Лабу заселяли ободриты. Лютичи и ободриты занимали земли до Балтийского моря. К востоку от них, на Балтийском побережье, жили поморяне, принадлежавшие к польской группе западнославянских племен. Ободритов, лютичей и поморян часто называют Балтийскими славянами.»**
С Х века на этих огромных территориях и дальше — на восток, по Русской равнине до Новгорода и Волги, на юг – к Дунаю, горам Кавказа и Черному морю господствуют в основном, по выражению украинского ученого Д. И. Зубрицкого, «два княжеские рода … Рюриковичи и Пястовичи, независимо друг от друга». «Мир Славяно-лядский и Польский» — родовое достояние Пястовичей, «мир Славяно-русский» – родовая собственность Рюриковичей***. Эти два родственных славянских «мира», пришедших в тесное соприкосновение и противостояние более десяти веков назад, остаются непримиримыми и сегодня. Из «Повести временных лет» известно, что до установления межгосударственных отношений, осознавая свою межплеменную близость, «жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Имели они свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый – свой нрав». В. Т. Пашуто, рассматривая вопросы взаимоотношения Руси и Польши на этом этапе, в книге «Внешняя политика Древней Руси» сообщает, что мысли о близости славянских народов нашли отражение и в легенде о Чехе, Лехе и Руссе, впервые встречаемой у польского хрониста познаньского епископа Богухвала (умер в 1253г.): «Читается в древних книгах…, что Панония – мать и колыбель… всех славянских народов.… И так, в той Паннонии у Пана, князя паннонского, родились три сына, из которых первенец назывался Лех, второй Рус, а третий Чех. Эти три брата, когда умножился их род и народ, положили начало трем королевствам: Лешскому, Русскому и Чешскому»****. Со временем «идилистические» отношения между племенами претерпели изменения. В киевский период княжения Олега (882-912 гг.) в Руси происходит первоначально объединение всех главнейших городов по великому водному пути «из варяг в греки», а затем и подчинение большинства восточных славянских племен Киеву как единому центру. Из разобщенных городов и племен складывается территория большого и мощного древнерусского государства — «мир Славяно-русский».
Могучим фактором объединительных процессов и усиления Руси послужило принятие христианства в 988 году при великом князе киевском Владимире Святославиче (980-1015), прозванным Красное Солнышко. К этому времени христианство укрепилось в большинстве государств Западной и Центральной Европы, в том числе и в славянских образованиях–государствах, благодаря великим просветителям и распространителям христианства прошлого братьям-грекам из Фессалоник Кириллу и Мефодию, создателям азбуки, переведшим в 855 году на славянский язык Библию. Русь, принявшая крещение по восточному (греческому) обряду, оказалась под влиянием Византийской культуры и образованности, стоявшей, по мнению польского историка В. Грабеньского, “выше современной ей латинской”*****.
…Принятие христианства и создание славянской письменности открывало перед Русью дорогу и в мир образованности и культуры европейских народов, давало реальную возможность войти, по словам русского историка Е. Шмурло, в непосредственное соприкосновение с наследием древней цивилизации, где живая традиция просвещения, заложенная Римской империей, никогда не прерывалась. Русская земля слишком долго отстояла от этого мира******. И теперь, говоря современным языком, у нее появился шанс сблизиться с Европой и, вместе с христианскими источниками, перенять многое из ее культурного наследия. «Принятие христианства, — писал Н. И. Костомаров, — было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу»******* Церковь стала влиятельной объединительной силой на Руси…

Примечания:
* Муслимане (боснийцы, босняки, бошняки) – славянский народ, живущий главным образом в Боснии и Герцеговине (Мифы народов мира. Энцикл. В 2-х томах. 1994).
** А. Б. Широкорад. Давний спор славян: Россия, Польша, Литва. М., 2007. С.10.
*** Д. Зубрицкий. История древнего Галичско — Русского княжества. Часть первая. Львов.1852. С. 1 – 2.
**** В.Т. Пашуто. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 31.
***** В. Грабеньский. История польского народа. УП «Минская фабрика цветной печати», 2006. С. 25.
****** Евгений Шмурло. История России (IX-XX вв.) М., 1999. С. 59-60.
******* Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 4-х. т. Т. I. М., 2001. С. 35.