31 Март 2013
Краткие сведения из истории Галиции с древнейших времен
Автор — составитель Б.Д. Яворский
«Первое, что запомнил о себе народ,
и должно указывать путь к его истории».
В.О. Ключевский
ЧАСТЬ I. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ?
Из огромного славянского мира, представляющего до первых веков н. э. единое целое, ныне славянские народы в Европе включают в себя три географических наименования: а) восточные славяне – русские, украинцы и белорусы; б) западные – поляки, чехи, словаки и лужичане; в) южные – болгары, сербы, хорваты, македонцы и муслимане1. К VI в. славянский мир был поделен на три группы – венедов, склавин и антов. Об этом писали остготский историк Иордан и византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский. Последний считал, что склавины и анты очень внешне похожи, ничем не отличаются друг от друга и даже находятся в близком родстве. В дальнейшем склавины и венеды составили группу южных и западных славян, анты – восточную.
Праславянская территория «вбирала в себя» области между реками Вислой и Днепром, прежде всего, северные склоны Карпатских гор. По мере расселения славянских племен по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходит их обособление. Центральное положение занимали западные славяне, география которых представлена в книге «Давний спор славян: Россия, Польша, Литва» А. Широкорада. Он пишет: «В VII-VIII вв. в бассейне верхней Лабы, рек Влтавы и Моравы жили чешско-моравские племена, в бассейне Вислы и Варты, до Одера и Ниссы на западе – польские племена. Земли в бассейне средней и нижней Лабы до Балтийского моря занимали полабские славяне, образовавшие несколько племенных союзов. Между Салой и Лабой и далее к востоку жили племена серболужицкого союза, а по средней Лабе и далее на северо-восток – племена союза лютичей. Нижнюю Лабу заселяли ободриты. Лютичи и ободриты занимали земли до Балтийского моря. К востоку от них, на Балтийском побережье, жили поморяне, принадлежавшие к польской группе западнославянских племен. Ободритов, лютичей и поморян часто называют Балтийскими славянами.»2
С Х века на этих огромных территориях и дальше — на восток, по Русской равнине до Новгорода и Волги, на юг – к Дунаю, горам Кавказа и Черному морю господствуют в основном, по выражению украинского ученого Д. И. Зубрицкого, «два княжеские рода … Рюриковичи и Пястовичи, независимо друг от друга». «Мир Славяно-лядский и Польский» — родовое достояние Пястовичей, «мир Славяно-русский» – родовая собственность Рюриковичей3. Эти два родственных славянских «мира», пришедших в тесное соприкосновение и противостояние более десяти веков назад, остаются непримиримыми и сегодня. Отношения, за исключением отдельных периодов, носят острый воинственный характер.
Из «Повести временных лет» известно, что до установления межгосударственных отношений, осознавая свою межплеменную близость, «жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Имели они свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый – свой нрав». В. Т. Пашуто, рассматривая вопросы взаимоотношения Руси и Польши на этом этапе, в книге «Внешняя политика Древней Руси» сообщает, что мысли о близости славянских народов нашли отражение и в легенде о Чехе, Лехе и Руссе, впервые встречаемой у польского хрониста познаньского епископа Богухвала (умер в 1253г.): «Читается в древних книгах…, что Паннония – мать и колыбель… всех славянских народов.… И так, в той Паннонии у Пана, князя паннонского, родились три сына, из которых первенец назывался Лех, второй Рус, а третий Чех. Эти три брата, когда умножился их род и народ, положили начало трем королевствам: Лешскому, Русскому и Чешскому»4.
Историческая справка
Легенда Богухвала возникла не на пустом месте. Но история Паннонии такова. «На рубеже нашей эры на землях современной Венгрии возникла римская провинция Паннония, большую часть которой составляло Задунавье. В провинцию входили также северные области [бывшей] Югославии (с реками Дравой и Савой) и восточные области современной Австрии (Бургенланд и район Вены). <...> Как и в других провинциях Римской империи, возникавших на землях варварских племен, римские города в Паннонии развились на месте прежних поселений кельтов и иллирийцев. <...> Наряду с римскими колониями продолжали существовать также племена и поселения со своей самостоятельной организацией. …с введением провинциального режима [они] получили административно-территориальное управление… В правление Северов [193-236] эдиктом Каракаллы в 212 г. право римского гражданства было распространено на все свободное население Империи… Ко второй половине III в., но главным образом к первой трети IV в. относятся свидетельства о распространении в Паннонии христианства.
<...> в Среднее Подунавье, по-видимому, уже в V в., если не раньше, начали проникать и славяне. Этому, судя по всему, немало содействовали как гуннское вторжение в Европу, так и последующие за ним передвижения гепидов и готов. В частности, некоторые сведения раннесредневековых авторов о жизни Среднего Подунавья в период гуннского господства, многие исследователи относят к славянам. Однако несомненно, что до конца V в., за исключением небольших групп, основная масса славян оставалась на территории к северу и востоку от Карпат. Лишь в первой половине VI в. началось широкое продвижение славян на юг, прежде всего в балканские владения Византии. Дальнейшее же проникновение славян в Среднее Подунавье, занятое германскими племенами, приходится на середину и вторую половину VI в. Этот процесс был связан с уходом лангобардов с территории Моравии и Словакии (546), а затем с вторжением в Юго-Восточную Европу тюркского народа — аваров, оставивших заметный след в раннесредневековой истории Среднего Подунавья.
Первые письменные свидетельства (восточных и византийских авторов) о племенах венгров-мадьяр относятся к IX—X вв., когда последние кочевали в степи и лесостепи Южной Руси. …в Среднем Подунавье к моменту прихода туда венгров не было силы, которая смогла бы воспрепятствовать освоению ими этой области в качестве мест постоянных кочевий.
Источники позволяют проследить ход этого освоения. Под 900 г. западный памятник называет Паннонию (Задунавье) «собственными областями венгров». <...> Поселившись в Среднем Подунавье, венгерские племена обрели территорию, где условия обитания способствовали их хозяйственному и социальному прогрессу, приведшему в конце X — начале XI в. к образованию государства». История Венгрии. В 3-х томах. Т.1 Под ред. В.П. Шушарина (отв. ред). Изд-во «Наука» Москва 1971).
В этот период венгры приняли христианство. Первым в 985 году крестился венгерский вождь Вайк (святой Стефан). – (Жак ле Гоф. Рождение/Становление Европы. СПб. Alexandria. 2007. С.312).
Со временем «идиллистические» отношения между племенами претерпели изменения. В киевский период княжения Олега (882-912 гг.) в Руси происходит первоначально объединение всех главнейших городов по великому водному пути «из варяг в греки», а затем и подчинение большинства восточных славянских племен Киеву как единому центру. Из разобщенных городов и племен складывается территория единой Русской Земли — «мир Славяно-русский». А.М. Волконский добавляет: «Через Новгород пришла от норманнов правительственная власть, через Киев пришло от греков христианство. <...> На всем пространстве расселения один язык — русский, тот же самый и в новгородской, и в киевской летописи, в новгородских и в киевских былинах; по всей земле одна и та же княжеская семья. Это было наполовину бессознательное общее творчество единой народности по лицу обширной Русской равнины; могучие реки были путями ее расселения, дремучие леса, болота и большие расстояния — ее укрытием».
Могучим фактором объединительных процессов и усиления Руси послужило принятие христианства в 988 году при великом князе киевском Владимире Святославиче (980-1015), прозванным Красное Солнышко. К этому времени христианство укрепилось в большинстве государств Западной и Центральной Европы, в том числе и в славянских образованиях–государствах, благодаря великим просветителям и распространителям христианства прошлого братьям-грекам из Фессалоник Кириллу и Мефодию, создателям азбуки, переведшим в 855 году на славянский язык Библию. Русь, принявшая крещение по восточному (греческому) обряду, оказалась под влиянием Византийской культуры и образованности, стоявшей, по мнению польского историка В. Грабеньского, “выше современной ей латинской”5.
…Принятие христианства и создание славянской письменности открывало перед Русью дорогу и в мир образованности и культуры европейских народов, давало реальную возможность войти, по словам русского историка Е. Шмурло, в непосредственное соприкосновение с наследием древней цивилизации, где живая традиция просвещения, заложенная Римской империей, никогда не прерывалась. Русская земля слишком долго отстояла от этого мира6. И теперь, говоря современным языком, у нее появился шанс сблизиться с Европой и, вместе с христианскими источниками, перенять многое из ее культурного наследия. «Принятие христианства, — писал Н. И. Костомаров, — было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу»7. Церковь стала влиятельной объединительной силой на Руси…
Примечания:
1 Муслимане (боснийцы, босняки, бошняки) – славянский народ, живущий главным образом в Боснии и Герцеговине (Мифы народов мира. Энцикл. В 2-х томах. 1994).
2 А. Б. Широкорад. Давний спор славян: Россия, Польша, Литва. М., 2007. С.10.
3 Д. Зубрицкий. История древнего Галичско — Русского княжества. Часть первая. Львов.1852. С. 1 – 2.
4 В.Т. Пашуто. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 31.
5 В. Грабеньский. История польского народа. УП «Минская фабрика цветной печати», 2006. С. 25.
6 Евгений Шмурло. История России (IX-XX вв.) М., 1999. С. 59-60.
7 Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 4-х. т. Т. I. М., 2001. С. 35.