Сайт Богдана Дмитриевича Яворского

03 Апрель 2013

Биографические материалы

Яворская Лидия Борисовна, княгиня Барятинская (герб рода Барятинских)

Яворская, Лидия Борисовна (1871/2-1921), урожд. фон Гюббенет, по мужу с 1894 (по др. ист. 1896) княгиня Барятинская, талантливая русская актриса*. Родилась в Киеве. Ее муж, князь Владимир Владимирович Барятинский (1874-1941), офицер флота, оставив в 1896 военную службу, занимался литературной деятельностью, приобрел известность как драматург. Происходил из старинного княжеского рода Барятинских, ведущих свое начало от Рюрика. Приходился внучатым племянником генерал-фельдмаршалу кн. Александру Ивановичу Барятинскому (1814-1879), отважному военачальнику, наместнику Его Императорского Величества (1856-1860) на Кавказе, прославившемуся в потомстве тем, что через 3 года после назначения наместником «весь Восточный Кавказ был покорен и неуловимый дотоле Шамиль взят в плен». Князь В.В. Барятинский увлекся театром. В 1901 основывает с женой собственный театр с названием «Новый театр» или «Новый мир», где ставятся его пьесы «Перекаты», «Пляска жизни», «Карьера Наблоцкого» и другие.
Карьера самой Лидии Борисовны складывалась следующим образом. После выпуска из киевской гимназии, в 1889 поступила на драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, класс В.Н. Давыдова. Некоторое время продолжала театральное образование в Париже, занимаясь с актером театра «Комеди Франсез» Э.Го. «На проф. сцене дебютировала в 1893 в Ревеле. В 1893-95 актриса моск. Театра Ф. А. Корша. В 1895-1900 одна из ведущих актрис Литературно-художественного общества театра, в 1901 гастролировала в Петерб. театре Е. А. Шабельской на Офицерской ул. В 1901 открыла [совместно с мужем] в СПб. собств. Новый театр, существовавший до 1906 (Кононовский зал, наб. р. Мойки, 61; филиал — «Комедия» — в зале Тенишевского училища в 1904/05). В 1915 в СПб. организовала свой Театр Л. Б. Яворской на Офицерской ул., работавший до 1916. Одна из наиб. ярких театр. фигур своего времени, соединяла нервность и страстность исполнения, внешнюю эффектность, мелодраматизм, модернистскую изломанность. Отмечая оригинальность творчества Я., современники признавали ее зависимость от сценич. образов С. Бернар, Г. Режан, Э. Дузе. Открыла для рус. сцены драматургию Э. Ростана (Сильветта в «Романтиках», Мелисинда в «Принцессе Грезе», Роксана в «Сирано де Бержераке», герцог Рейхштадтский в «Орленке»). Репертуар Нового театра формировала преим. из пьес совр. авторов — Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Г. Д»Аннунцио, М. Метерлинка, А. Стриндберга, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, С. В. Чирикова. Среди лучших ролей Я. — Катрин Юбше в «Мадам Сан Жен» В. Сарду, Ольга Ранцева в «Чаде жизни» Б. М. Маркевича, Раутенделейн в «Потонувшем колоколе» Гауптмана. В 1905/06 Новый театр располагал наиб. радикальным репертуаром, будучи своего рода полит. клубом, спектакли к-рого часто перерастали в митинги. В 1907-15 и 1916-18 гастролировала по городам России и Европы. Снималась в кино (Лидия Берестовская в «Урагане страстей», 1916). С 1918, после поездки в США, жила и работала в Лондоне». Умерла Лидия Борисовна Яворская в Лондоне 18 ноября 1921. Ее муж, кн. Владимир Владимирович Барятинский, находясь в эмиграции, оставался патриотом России, занимался переводами русской поэзии на французский язык, читал лекции по русской истории и литературе в Англии и во Франции. Возглавлял «Объединение офицеров Гвардейского экипажа» (Париж). У них дети: сыновья Михаил (р.1919) и Владимир (1921-1975). Потомки, внуки и правнуки, и сейчас проживают в Европе под фамилией Барятинских.

Лит.: Беляев Ю. Д. Л. Б. Яворская: Критико-биогр. этюд. СПб., 1900; Юрьев Ю. М. Записки. Л.; М., 1963. Т. 2.
А. А. Кириллов. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/ru/article.php?kod=2804031649
Д.Н. Бантыш-Каменский. Российские генералиссимусы и генерал-фельдмаршалы. М.:ЭКСМО, 2007. Приложение. С. 526.
А.В. Жукова. Дворянские и купеческие роды России. ИД Владис-РИПОЛ КЛАССИК. 2008. С. 39.

Страницы: 1 2 3