Сайт Богдана Дмитриевича Яворского

28 Март 2013

ГЕРБ САС (SAS)

Герб Сас. Описание. На щите, имеющем голубое поле, изображен желтый (золотой) полумесяц, рогами обращенный вверх. На каждом его роге помещено по золотой шестиконечной звезде, в середине – серебряная стрела, направленная острием вверх. Щит увенчан дворянским шлемом с дворянской на нем Короной. Над Короной павлиний хвост, который пронзает стрела с правой стороны щита в левую сторону. Намет голубой, подбитый золотом. Щит может иметь красное поле, например, в гербах SAS II и SAS Pruski. В геральдической литературе встречаются также: SAS III, SAS IV, SAS V, SAS VI, SAS Baron, SAS albo Ksiezyc; на сайте Genealogia dynastyczna называется герб Jaworski Hrabia или SAS odmiana Jaworski Hrabia*.

Кроме украинского рода галицко-русско-польского происхождения =Яворские — Турецкие — Ильницкие= и представленных на общей схеме фамилий (иконка в центре), имеющих общим родоначальником Венгерского графа Ванчалуха или Ванчу Волоха (Волошина), рода Драго-Сас**, к гербу Сас относят еще около 500IMG_0417-1 фамилий. Потомки одной только фамилии «Яворские» ныне проживают: в Польше и Австрии, Франции и Литве, Украине и Беларуси, России и Казахстане, США, Канаде, Германии и других государствах. В гербовнике К. Несецкого упомянуто всего фамилий — 75. Основная эмблема герба полумесяц, стрела и звезды с некоторыми изменениями была широко использована дворянскими родами в российской геральдике***.

История герба. О гербе Сас (Sas) Александр Борисович Лакиер, автор уникального труда «Русская геральдика» (издан в 1855г.), пишет: «Герб этот первоначально употреблялся в Саксонии, потом в Венгрии, а с XIII столетия — в Литве и Польше». Однако многие авторитетные польские историки считали, что продвижение герба Сас с Западной Европы проходило иначе. Так, например, Бартош Папроцкий в книге «Гербы рыцарства польского», изданной в Кракове в 1584 году, ссылается на Альберта Стрепу (Аlbertus Strepa), который в своей хронике сообщает, что в 1236 году во время правления князя Dangiela [Даниила Галицкого – Б. Я.] в Русь [Галицко-Волынскую, а не в Литву или Польшу – Б. Я.] пришел comitem Huyd с немалым войском венгров и «там» заслужил от этого князя великие милости. Гуйд был принят Даниилом Галицким на службу, получив достойное его положению содержание. В то же время он во главе венгерских и русских войск в союзе с Литвой выступил против Мазовии, находившейся под управлением князя Леона, и разорил ее земли. В хронике есть слова, имеющие важное значение для обоснования сказанного: в ней впервые упомянуто имя человека, предводительствовавшего союзным войском и знамя, под которым тот выступал. «Там же был муж великий, — пишет польский хронист о Гуйде, — имеющий знамя с полумесяцем, двумя звездами, в середине стрела».
Далее Папроцкий рассказывает: «В мое время много было знатного потомства из этого рода в Русских краях» и, среди прочих, называет дом Даниловичей, получивших фамилию от «предка Даниила», т. е. короля Даниила Галицкого, который отдал в жены Гуйду свою племянницу с «немалой частью отцовского наследства», а их «первого сына своим именем окрестил». В дальнейшем «этот дом», в силу исторических изменений в судьбе Галичины, «был заслуженным в Речи Посполитой».

К. Несецкий, соглашаясь в основном с Папроцким, излагает историю так: «Начало этого герба идет из Саксонии, отсюда и название Сас; из Саксонии он дошел до Венгрии, откуда граф Гуйд, по свидетельству Войчеха Стрепы [Wojciecha Strepy], с немалым войском прибыл к русскому князю Льву и, войдя в союз с Литвой, опустошил Мазовию. В награду за свои рыцарские дела, кроме прочих подарков, князь отдал ему в жены свою близкую родственницу». С этого времени граф Гуйд «осел на Руси и стал родоначальником своих потомков разных фамилий, которые носят этот герб».
По Б. Папроцкому род Гуйда в Венгерском королевстве был богатым, чеканил золотую монету с изображением своего герба. Он предполагает, что чеканка денег относится ко времени, когда предки этого знатного рода, занимали высокое положение в государстве. Заметим, однако, что правом чеканки в средневековую эпоху обладало и дворянство многих других государств Европы: Германии, Англии, Франции и т. д., то есть тех государств, «где аристократический класс добился исключительных прав и независимости, а короли потеряли высшую власть над своими подданными»****. Но с Гуйдами другое дело. Бартош Папроцкий не только обозначает это «высокое положение в государстве» ничего не значащей фразой, он называет конкретную должность в правительстве, дававшую тогда официальное право на чеканку денег со своим гербом — суперинтендант (министр финансов) королевства.
Из сказанного следует, что продвижение герба Сас из Западной Европы на Восток было иным, а именно: Саксония, Венгрия, Галицко–Волынская Русь, затем уже Польша, Литва, Пруссия и другие государства Центральной и Восточной Европы.

Примечания:
- Описания гербов даны по изданиям: 1)Herbarz polski Kaspra Niesieckiego S.J. Wydanie Jana Nep. Bobrowicza. Toma 1-10. Lipsk, 1836-1846. 2)А.Б. Лакиер. Русская геральдика. М., 1990. 3)Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. 4)Гербовник дворянских родов Царства Польского. Часть I и Часть II. 5)Adam Boniecki. “Herbarz Polski …”, tom VIII. Warszawa, 1905. P. 347-375.
- Рисунок польского герба Сас приведен с сайта: Genealogia dynastyczna – http://www.jurzak.p1/
- Есть еще один малоизвестный герб, герб преображенный Сас, который был пожалован 24 февраля 1842 года действительному статскому советнику Пасхальскому Игнатию Францевичу: В.К. Лукомский и С.Н. Тройницкий. «Перечень родам и лицам, гербы которым утверждены или пожалованы Российскими Монархами, а также утверждены Правительствующим Сенатом Временного Правительства России». Изд. ВИРД, СПб., 2004. С. 131.
- *О гербах Sаs Baron и Jaworski Hrabia или Sas odmiana Jaworski Hrabia. В баронское и графское достоинство были возведены братья Боброничи-Яворские герба Сас Ромуальд Юзеф, в 1779 году барон, в 1782 году граф, и Михал Габриель, в 1779 году барон, в 1782 году граф (см. род. роспись № 9, раздел I Истоки. Родословные росписи). Рисунками и описанием этих гербов автор не располагает. Известно описание герба баронов Российской империи Раставецких (в баронское достоинство в 1781 году был возведен Андрей Раставецкий, происходивший из рода Раставецких герба Сас). Герб баронов Раставецких (см. справа) внесен в часть II Гербовника дворянских родов Царства Польского; его описание: «В щите с баронскою короною, в голубом поле, серебряный полумесяц рогами вверх; при каждом роге по золотой звезде; над полумесяцем стрела с красным перьем, железком вверх. Над баронскою короною шлем дворянскою короною увенчанный, с золотыми решетками и золотою же на цепи медалью. В навершье шлема пять павлиних перьев, подобною как в щите стрелою влево пронзенных. Намет голубой, справа подбитый серебром, а слева золотом».
- **С интересным взглядом на историю рода Драго-Сас можно познакомиться на: http://www.umoloda.kiev.ua/number/97/163/2879/ и сайте: http://www.ooyava.com/sas/
- Герб рода дворян Ильницких***О праве на заимствование дворянскими фамилиями России отдельных элементов гербов из польской геральдики или полностью без всякого изменения А. Б. Лакиер объяснял так: — «Гербы эти составляли достояние и других славянских земель, а следовательно, не могли быть чужды и русским, которые, желая поместить у себя в гербе те или другие эмблемы, равно как выразить какую-нибудь идею, сообразовывались с тем, как то же самое было выражено у других славянских народов и какая геральдическая форма была придана фигуре в геральдике польской, собравшей в себе отовсюду славянские знамена. Не менее других участвовала и Русь в составлении этого, так сказать, геральдического здания, и потому она имела полное право на заимствование из этого источника», что подтверждается, например, историей герба Сас. Слева — изображение герба рода дворян Ильницких (внесен в Часть XX Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, с. 14), который фактически повторяет герб Сас. «Определением Правительствующего Сената, 20 Декабря 1912 г./25 Сентября 1913 г., заключено: признать за родом Ильницких право на Польский герб «Сас» (Sas), дополнив его щитодержателями» (Сетевое издание «Геральдика.ру», редактор сайта — А.Н. Хмелевский, gerb@gerbovnik.ru). Повторяют польский герб Сас с незначительными изменениями: герб Яворских (Часть II, с. 133), герб Боярских (Часть XI, с. 38) и др.
- ****»Эпоха крестовых походов». Под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. М.:АСТ; СПБ.: Полигон. 2007
- *****Схема фамилий рода графа Ванчалуха (иконка вверху) получена по эл. почте 19.04.2014 г. от Михаила Михайловича Высочанского-Янковича — потомка рода Высочанских герба Сас и включена дополнительно в настоящую ред. статьи, как представляющая интерес для исследователей. Схема (предположительно) из книги Броніслава Мінковича Височанського: «Височанські. Родове гніздо і рід. 1380 – 1943″, изд. Львов, 1944 (перевод с польского Юрия Вацика — 2010).

Нам пишут
DSC03201 (1)Фото герба в камне от Alert Kateryny, который сфотографирован на часовне в с. Язловце (село в Бучачском районе Тернопольской области Украины) 19 марта 2018 года, герб «Барон Сас». На основании фото и авторской фразы статьи Андрея Бондаренко на сайте «Украина Инкогнита»): «…во второй половине XVIII века Язловец постепенно теряет статус торгового городка. С 1777 года владельцы имения менялись один за другим: Потоцкие, Грудницкие, Блажовские», можно предположить, что в австрийский период между 1779 и 1782 годами и даже позже, имением владел один из братьев баронов Яворских-Боброничей — Юзеф или Михал Габриель. В поколенной родословной росписи № 9 (Раздел I. Истоки) — титулованная ветвь Яворских по прозванию Бобронич — есть фраза, написанная по материалам гербовника Адама Бонецкого: ЮзеФ… после раздела Польши вместе с братом Михалом Габриелем «с большими заслугами перед австрийским правительством скупили <…> обширные владения в Галиции и получили в 1779 г. титул баронов, а в 1782 г. — австрийских графов».
Отличие показанного герба «Барон Сас» в камне от герба баронов Раставецких, в центре справа, — стрела пронзает павлиний хвост (по правилам прочтения гербов) с левой стороны в правую сторону.
Дадим пробное описание в стиле XVIII века: «В щите с баронскою короною, в голубом поле, желтый (золотой) полумесяц рогами вверх; при каждом роге по золотой звезде; над полумесяцем в середине – серебряная стрела, направленная острием вверх. Над баронскою короною шлем дворянскою короною увенчанный, с золотыми решетками и золотою же на цепи медалью. В навершье шлема пять павлиних перьев, подобною как в щите стрелою вправо пронзенных».

Есть мнение — оригинальная трактовка герба САС (Драг-САС) от публициста Владимира Мироновича Высочанского
Из письма: «…Богдан Дмитриевич. Мы с Михаилом Михайловичем [Высочанским] очень рады получить от Вас письмо. Все, что Вы написали о гербе, истинно соответствует геральдике и историческим обстоятельствам. Мы нашли очень интересные исторические документы, которые свидетельствуют о совместных действиях Высочанских и Яворских и через сто лет после Богдана [Хмельницкого] в вопросах отстаивания рыцарской чести и справедливости. В частности, не боялись постоять за честь родового герба и перед таким могучим, в свое время родом, как Радзівіли (герб Тромбы). … Богдан Дмитриевич, я, Владимир Высочанский, заинтересовался историей и содержанием своих гербов. Позволил себе взглянуть на герб SAS с точки зрения истории, культуры и изобразительного искусства. … Буду очень благодарен за Ваше мнение…»

Руническая трактовка символики герба SAS (Яндекс-перевод с украинского языка)
Геральдика средневековья не возникла на пустом месте. Она вобрала в себя родовые знаки, руны, тамги и другие символические изображения материи и духа, которые на протяжении многих веков выработало человечество. Поэтому изображения на средневековых гербах нельзя трактовать только с позиций сиюминутного бытия. Важно, как его воспринимали в момент созидания. Это расскажет наука на основании неопровержимых научных фактов. Безусловно, что расшифровку герба SAS следует искать на территории Германии, Австрии, Венгрии, Молдовы, Польши, Литвы, Беларуси, Украины. Интересно и познавательно, как его воспринимают другие народы и цивилизации. О чем говорит герб SAS на Балканах, в Израиле, Сирии, Египте, арабском мире. Что может поведать наш герб ученым из геральдики в Англии, Франции, Испании, Скандинавии, монахам в Тибете, Индии, Китае, Японии. Хоть герб — это символическое отражение глубинной сути рода его владельца, но в то же время это и послание на внешне — тем, кто его видит. Поэтому взгляд с разных точек зрения, с высоты духовных достижений различных цивилизаций и концептуальных каркасов может лишь обогатить то, что безапелляционно не доказано наукой, не зафиксировано точно, не стало научным фактом. Это может навести и подтолкнуть к дальнейшим открытиям из прошлого в исторической ретроспективе.
Несомненно — герб SAS христианский. Эксклюзивное право на теологическое трактование имеют епископы и митрополиты, которыми богат наш род. Рунические знаки применяются исключительно, как аппарат прочтения — как буквы алфавита языка рисунков. Так, как арабские цифры в математике, значки дифференцирования или интегрирования в математическом анализе. Это аксиома. Подобной аксиомой является изготовление тела щита из осины. Как и всякий язык, язык знаков и символов может намекать на национальные корни владельца. Каждый народ отдает предпочтение своей зари.
Не претендуя на истину в последней инстанции, попробуем взглянуть на герб SAS через призму рун.
Стрела — центральный элемент герба SAS. В древних изображениях герба SAS прослеживается стилизованное изображение, которое состоит из двух рунических знаков. Это гораздо более древние символы, которые широко употреблялись задолго до крестовых походов. В центре щита находится стрела, которая может трактоваться сочетанием двух рун, а именно, Т-руны и возвращенной Z-руны. То есть это соединительная руна — это сплав двух рун в целостном гармоничном рисунке. Это центральная руническая монограмма в виде связующей руны, которая принадлежит собственнику лично. В этом смысле стрела это надпись — графическое изображение слова.
Верхняя часть стрелы может рассматриваться, как Т-руна ТИР, что символизирует мужскую силу. Эта руна характеризуется смелостью, решительными действиями, мощностью и напором. Она имеет форму копья — символ решимости и намерения добиться успеха.
Вместе с тем Т-руна является символом “Духовного воина”, которому присущи сила, честь, мужество. ТИР — это сила стремления к высшей цели, то есть руна моральной силы. Сила этого знака придает чувство направления, мужество следовать по выбранному пути, преодолевая любые препятствия. Вместе с тем, это сила мужского начала природы, направлена творческим руслом.
Вторым аспектом этого знака является жертвенность, способность отказаться от своего личного ради духовного развития.
В целом верхняя часть стрелы отражает ТИР-руна успеха.
В нижней части стрелы можно разглядеть перевернутую Z-руну, ОЛГІЗ, что олицетворяет послание. Это куриная лапа, тризуб, сокол или гусь в полете. Корчавий корень. Символизирует связь между духовным и земным. Эта руна характеризуется отношением к соединению и защите. Сочетает жизнь и смерть, мир духа и материи. Z-руна предоставляет защиту от гордыни и духовного эгоизма. Это стержень, на который можно опираться. Поле Z-руны защищает на всех уровнях: физическом, эмоциональном и духовном. Для воина это соединяющая и ускоряющая сила, которая способна защищать ауру, укреплять решимость в достижении цели.
В целом нижняя часть стрелы отражает ОЛГІЗ-руну защиты.
Таким образом, стрела может рассматриваться, как гармоничное сочетание двух рун — Т-руны и Z-руны, которая ее усиливает. Поэтому стрела служит личной подписью владельца, как сложный элемент, образованный из более простых рунических знаков.
Полумесяц — месячная руна — “рука защиты”. Месяц в рунических трактовках символизирует ночные знания, выдумки и самозащиту. Она отражает память, привычки и вещи, через которые проходим, когда отказываемся двигаться вперед. В этом смысле антипод мужского начала. Это женский символ плодородия, материнства и любви, брака и войны. Полумесяц символизирует “лунные рога” — символическое изображение всего земного.
Шестиконечная звезда — символ Духа, изображаемый двумя совмещенными равносторонними треугольниками, с точками над вершинами, которые смотрят в противоположные стороны, и всевидящим глазом посередине. Шестиконечная звезда на языке символов своих треугольников говорит, что совершенствование Духа проходит на Земле. Это обобщающий, объединяющий символ всех существующих сил.
Две шестиугольные звезды указывают на закон симметрии. Двуединую сущность доминанты моральных принципов в светской и духовной сферах.
Шестиугольные звезды на рожках полмесяца можно рассматривать, как путь самосовершенствования — от земного к духовному.
Сочетание Луны и Звезды с трипольских времен у украинцев символизирует явление нового, рождение, начало новой жизни, продолжение и бесконечность рода.
Не случайно и положение полумесяца и стрелы в общем поле, и между собой. Полумесяц находится в самой нижней части щита. Стрела символически будто связана с ним. Имеет союз символов. Посланника между земным и духовным. Объединительный стержень. Корень связи от земного к духовному. Направлена прямо и вверх. А символ Духа подтверждает, узаконивает этот порядок вещей. Дважды. В материальной и духовной сферах общественных отношений.
Очевидным является то, что герб SAS не является агрессивным. Не несет агрессии наружу. До любого. Если бы это было не так, то положение элементов, знаков герба было бы другим. Полумесяц гербу SAS, подобно этого символа на гербах других славянских народов Балкан, отражает византийское происхождение. В различных вариантах изображения серпа, огнива, цепи, элементы цепи, отдельной половины звена цепи пр. используется, как символ защиты. Стоит заметить, что на английских щитах рыцарей Круглого стола времен короля Артура 5-6 ст., а также более поздних, участников Крестовых походов короля Ричарда Львиное сердце 12 ст., тоже встречается символ стрела. Но в них стрела изображена и описана направленной в цель. Стрела же герба SAS направлена не в цель, а в верх, то есть скорее указывает направление духовного развития, а не просто стрела в полете к цели, что символизирует стремление к конкретным, материальным целям.
Все символы в поле щита объединяются в рунический талисман. Рунические символы формируют родовой код из знаков, что является эмблемой внутреннего духовного потенциала, который должен найти свое выражение во внешнем мире с помощью представителей именно этого рода, для которого он был создан. Талисман, в отличие от амулета или оберега, не может успешно использоваться другими не кровно родственными родами, поскольку не выражает их суть — духовную ауру и физическое генную природу.
Итак на щите герба SAS зафиксирована эмблема рода. В узком понимании это отражение двуединой родовой сути — рыцаря. Воина, как защитника семьи, земли, Родины. Духовного воина, как защитника моральных добродетелей.
В широком философском смысле в гербе SAS зашифрована формула успеха рода — следовать от материального до духовного во всех сферах с поддержкой и помощью всех сил — природных, человеческих, духовных.
В итоге, каким бы ни была трактовка символики герба, с глубины семи веков ясно прослеживается одно. Для представителя рода SAS в нем начерчены два жизненных пути. В зависимости от личных качеств, это путь защитника — воина, или путь защитника — моральных, общественных, духовных ценностей. И именно эти родовые пути отражены, как фатум рода, скреплено, освящено, определено формулой успеха. Возможно, это и есть наш Крест — величайшее сокровище рода SAS.

Примечание
Б.Я.: Статья Владимира Мироновича Высочанского «Руническая трактовка символики герба SAS» опубликована здесь с большим опозданием, о чем создатель сайта сожалеет и приносит глубокие и искренние извинения автору, считая правильным дать возможность высказать свое мнение знатокам рунической символики в геральдике. Мнения будут опубликованы.