Сайт Богдана Дмитриевича Яворского

29 Март 2013

Общие сведения о Яворских и их гербах

Дворянско-шляхетские1 роды Яворских имеют многовековую историю. Как отмечают польские исследователи, среди достоинств, которыми они обладали, воинская доблесть, вера, твердость убеждений. В подтверждение можно привести слова Симона Окольского из гербовника «Orbis polonvs…», изданного в 1641г. в Кракове: «Jaworowie militia excellences & doctrine»2. Не случайно, что в качестве родовых гербов этой фамилии есть гербы, восходящие по времени к началу крестовых походов Х1 – Х11 веков и свидетельствующие о подвигах их первообладателей. Опираясь на исследования историков прошлого, а также современных ученых-генеалогов и материалы простых любителей возрождающегося интереса к истории своих стран и семьи, можно утверждать — среди многих родов Яворских, по крайней мере, десять принадлежит к дворянско-шляхетским родам гербов: Янина, Ястржембец, Елита, Сас, Косцеша, Окша, Белина, Наленч, Гриф и к гербу с названием «Герб рода Яворских», который стоит отдельно в этом ряду. Первые девять гербов относятся к «польской (или так называемой славянской)» системе в геральдике, «усвоившей понятия общины и коллективного начала. По этой системе несколько родов, соединяясь для разных целей военных, сословных, экономических и иных, объединялись под общим знаком, кличем, лозунгом или знаменем или, что все равно, под общим гербом»3. Первообладателями гербов, ставших родовыми гербами Яворских, были знатные люди, рыцари, полководцы, в разное время своей доблестью и подвигами заслужившие место в истории своих стран. Последний из названных гербов, «Герб рода Яворских», относится к европейской системе в геральдике, руководствующейся «личным началом: каждый герб составляет отличие рода, как один для него, в ряду таких же родовых гербов»4. Из Западной Европы эта система перешла и была принята в России.

«Герб рода Яворских» исторически связан с гербом Сас (Sas) или Саксонец и, как следует из названия последнего, имеет саксонские корни. Между тем, он, из всех известных гербов Яворских, является самым «молодым», ему немногим более трехсот лет. Этот герб принадлежит русскому роду, родоначальником которого стал Федор Иванович Яворский, вице-президент Духовных дел5 в царствование Петра I. По указу русского государя в 1702 году Федора Ивановича велено было писать по московскому списку и дать ему в поместный оклад 500 четей и денег 20 руб. Из этого рода Высокопреосвященный Стефан Яворский (1658-1722), митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола, первый президент Святейшего Синода Русской Православной Церкви…

… О гербе Сас (Sas) А.Б. Лакиер, автор уникального труда «Русская геральдика» (изд. в СПб в 1855г.), пишет: «Герб этот первоначально употреблялся в Саксонии, потом в Венгрии, а с XIII столетия — в Литве и Польше»6. Однако многие авторитетные польские историки считали, что продвижение герба Сас с Западной Европы проходило иначе. Так, например, Бартош Папроцкий в книге «Гербы рыцарства польского»7, изданной в Кракове в 1584 году, ссылается на Альберта Стрепу (Аlbertus Strepa), который в своей хронике сообщает, что в 1236 году во время правления князя Dangiela [Даниила Галицкого – Б. Я.] в Русь [Галицко-Волынскую, а не в Литву или Польшу – Б. Я.] пришел comitem Huyd с немалым войском венгров и «там» заслужил от этого князя великие милости. Гуйд был принят Даниилом Галицким на службу, получив достойное его положению содержание. В то же время он во главе венгерских и русских войск в союзе с Литвой выступил против Мазовии, находившейся под управлением князя Леона, и разорил ее земли. В хронике есть слова, имеющие важное значение для обоснования сказанного: в ней впервые упомянуто имя человека, предводительствовавшего союзным войском и знамя, под которым тот выступал. «Там же был муж великий, — пишет польский хронист о Гуйде, — имеющий знамя с полумесяцем, двумя звездами, в середине стрела». Конечно же, речь идет о гербе Сас.
Далее Папроцкий рассказывает: «В мое время много было знатного потомства из этого рода в Русских краях» и, среди прочих, называет дом Даниловичей, получивших фамилию от «предка Даниила», т. е. короля Даниила Галицкого, который отдал в жены Гуйду свою племянницу с «немалой частью отцовского наследства», а их «первого сына своим именем окрестил». В дальнейшем «этот дом», в силу исторических изменений в судьбе Галичины, «был заслуженным в Речи Посполитой».
К. Несецкий, соглашаясь с Б. Папроцким в основном, пишет так: «Начало этого герба идет из Саксонии, отсюда и название Сас; из Саксонии он дошел до Венгрии, откуда граф Гуйд, по свидетельству Войчеха Стрепы [Wojciecha Strepy], с немалым войском прибыл к русскому князю Льву и, войдя в союз с Литвой, опустошил Мазовию. В награду за свои рыцарские дела, кроме прочих подарков, князь отдал ему в жены свою близкую родственницу». С этого времени граф Гуйд «осел на Руси и стал родоначальником своих потомков разных фамилий, которые носят этот герб»8.
По Б. Папроцкому род Гуйда в Венгерском королевстве был богатым, чеканил золотую монету с изображением своего герба. Он предполагает, что чеканка денег относится ко времени, когда предки этого знатного рода, занимали высокое положение в государстве. Заметим, однако, что правом чеканки в средневековую эпоху обладало дворянство многих государств Европы: Франции, Англии, Германии и др., то есть тех государств, «где аристократический класс добился исключительных прав и независимости, а короли потеряли высшую власть над своими подданными». Но с Гуйдами другое дело. Бартош Папроцкий не только обозначает это «высокое положение в государстве» ничего не значащей фразой, он называет конкретную должность в правительстве, дававшую тогда официальное право на чеканку денег со своим гербом — суперинтендант (министр финансов) королевства…
Из сказанного следует, продвижение герба Сас из Западной Европы на Восток было иным, а именно: Саксония, Венгрия, Галицко–Волынская Русь, затем уже Польша, Литва, Пруссия и другие государства Центральной и Восточной Европы…

Историческая справка

Гордый и мужественный народ саксы относится к группе германских племен, живших на территории северной Германии. В конце1Х века, так и не смирившись с завоеванием их территорий Карлом Великим (742 – 814) в результате беспрецедентных войн 772 – 804 гг., в которых погибло более четверти саксонского населения, они основали в нижнем течении рек Эльба и Рейн герцогство. Карл Великий, считая, что «побежденные язычники должны или принять христианство, или погибнуть», прибегал к самым исключительным мерам, предавая население массовым казням или переселяя во внутренние области империи в качестве крепостных, а их земли заселял франками. Так, например, в 782 году он жестоко отомстил саксам за уничтожение франкского войска в сражении при Зюнтеле, устроив массовую казнь 4500 саксов в городе Вердене. А в 804 году, после завершения ЗЗ летней войны, перевел 10 тысяч человек из тех, которые жили по обоим берегам Эльбы, вместе с женами и детьми, и расселил их по различным частям Галлии и Германии, сообщает автор «Жизни Карла Великого императора» его современник, советник и биограф Эйнхард (770 – 844)»9. Эта мера устрашения была направлена и на то, «чтобы саксы, отказавшись от служения злым духам и бросив обряды отцов, приняли христианскую веру и таинства религии и, соединившись с франками, составили с ними один народ»10. Однако такого рода карательные меры не могли поколебать свободолюбивый и воинственный дух саксов, внушавших на протяжении веков «соседним народам великий страх», — писал в Х в. автор «Трех книг истории саксов» Винукинд. В дальнейшем саксы, став основой германского государства, играют видную роль в европейских делах, в том числе, «великом движении Германии на восток». Аристократия саксов в Х – Х1 вв. приобретает общие черты с аристократией феодальных государств Зап. Европы, присущей ей дворянской иерархией, законами развития и атрибутикой. Началось «продвижение на восток» и герба, получившего название Сac (Sas).
В какое время герб представителя саксонской аристократии попал в Венгрию не известно. Возможно, в первой половине Х11 века, когда еще совсем недавно могучая держава Стефана Святого, его преемников Владислава Святого (1077-1095) и Коломана (1095-1114) стала приходить в упадок, ввязавшись в междоусобицы Польши и юго-западной Руси из-за Червонной Руси (Галиции), понапрасну и бесславно истощая свои силы. Как пишут историки: «Был момент, когда Венгрия едва не превратилась в византийский лен». Ее слабостью воспользовалась Германия. Имея общую границу на севере и западе с империей Гогенштауфенов, венгерская земля издавна привлекала к себе повышенное внимание и вызывала неприкрытую зависть у ее соседа. Покоренная в конце Х1века Владиславом Святым Трансильвания или Семиградье, заселяется королем Гезой II (1141-1162) переселенцами из Фламандии и Саксонии и будет по прошествии короткого времени называться немецким словом Siebenburgen. В 1224 году король Андрей (Андраш) II (1205-1235), благоволивший немецким переселенцам и сам женатый на немке (убита в 1213), дарует им обширные привилегии. Переселившиеся в Трансильванию саксонцы «образуют нацию» с полной политической автономией, судом и церковью. «Некоторые другие части Венгрии были уступлены немцам еще раньше. Во второй половине ХIIIв. количество этих поселений увеличивается, и внутренний склон Карпат от Моравии до Трансильвании покрывается беспрерывной цепью колоний… Более значительную группу образуют саксонцы в Ципсе: ими населено 24 города, из которых важнейшие — Лейтшау и Кесмарк» (Э. Лависс и А. Рамбо. Эпоха крестовых походов)11. Одновременно с переселением происходило наполнение венгерского королевства титулованной знатью, большей частью именно из Саксонии. Они становятся здесь крупными землевладельцами, строят неприступные замки, занимают государственные посты. В.Г. Ян (Янчевский) писал, что наводнение мадьярской земли аристократией в то время шло и «якобы для создания прочной государственной власти и защиты королевского престола» династии Арпадов (997 – 1301). Но от этого опасности королям и королевству не поубавилось. Наоборот. Теперь «опасности грозили королю отовсюду: и внутри городских стен и вне города, со стороны окружающих Буду феодальных замков надменных аристократов, где каждый барон, граф или герцог гордился своим родством с германскими королями и высшей иностранной знатью. Они захватили исключительную власть и положение в Мадьярском королевстве, и каждый считал себя имеющим права на королевский трон»12.
Герб (родовая эмблема) мог принадлежать и саксонскому паломнику-аристократу нач. XI века, и рыцарю одного из первых крестовых походов, осевших в Венгрии на пути в Святую Землю или по возвращении с Востока. Венгрия нуждалась в отважных воинах. Факт, что еще при Гезе II нашли приют рыцари военно-монашеских орденов тамплиеров и иоаннитов. А в 1211 г. с Венгрии начался новый этап в истории Тевтонского (Немецкого) ордена, основанного как госпиталь св. Марии в Палестине в конце XII века (1189/1190) горожанами из Любека и Бремена Нижней Саксонии, которые решили посвятить себя благородному делу — помощи страдающему от ран и тяжелых болезней крестоносному германскому воинству. В 1198 году этот госпиталь в г. Акре (в первой пол. XII в. для германских поломников существовал госпиталь в Иерусалиме, но 2 октября 1187г. город под натиском мусульманских войск Саладина пал) был преобразован в духовно-рыцарский орден по образцу иоаннитов и тамплиеров, основной целью которого становилась борьба с врагами христианской веры. В 1211 году Тевтонский орден обосновался в Центральной Европе по личной просьбе Андрея (Андраша) II и содействии Папы Римского Гонория III. Венгерский король пожаловал ордену трансильванскую область Бурзу и шесть крепостей. Условием договора было одно требование: защита Трансильвании от набегов половецких орд. Тогда, в 1211 году, тевтоны действительно помогли венграм в их войне с куманами и более десяти последующих лет защищали границы Трансильвании от ее врагов. Но в 1225 году король испугался бурной деятельности и усиления Тевтонского ордена, слишком явно стремившегося к независимости и расширению своих владений, начиная уже с 1212 года, когда германским королем и императором «Священной Римской империи» стал Фридрих II, патронировавший орден. «Положение еще более ухудшилось в 1224 году, — сообщает автор «Истории орденов средневековья» И.Е. Гусев, — когда Папа объявил дарованные рыцарям земли своей собственностью (по просьбе ордена)». У венгерского короля не оставалось выбора, он отобрал пожалованные земли и изгнал немецкое воинство с территории Венгрии13. Тевтонский орден быстро нашел себе другого покровителя, теперь уже в лице Мазовецкого князя Конрада I, предложившего Кульмскую землю (формально сроком на 20 лет) с условием, чтобы немецкие рыцари защищали ее от языческих прусских племен, покорение и обращение в христианскую веру которых для Мазовии было не по силам, а для ордена и Папы становилось благовидной миссией. При поддержке Фридриха II в 1230-1234 гг. на территории Пруссии появилось вполне легитимное, на основании грамоты князя Мазовецкого 1230г. и папской буллы 1234г., независимое государство, управляемое Тевтонским орденом, которое со временем объединится с орденом меченосцев и распространит свое влияние на Ливонию, станет главной военной угрозой для соседей, в том числе и польских земель. Множественные и успешные вцелом Крестовые походы и завоевания Тевтонскими рыцарями земель на Северо-Западе Европы чередовались сокрушительными их поражениями: в битве под названием Ледовое побоище 5 апреля 1242г. на Чудском озере — победа Новгородского князя Александра Невского, в Грюнвальдской битве 15 июля 1410г. — победа польско-литовско-русской армии Владислава II Ягелло и других битвах.

Примечание:
1Шляхта — привилегированное сословие, происходит от польского слова «Л Е Х И» — знатные.
2Simone Orolski. Orbis polonvs … Crakov, 1641. P.472.
3Владимир Белинский. Русский геральдический словарь. Выпуск первый. СПб, 1912. С.53.
4Там же.
5Дворянский календарь. Тетрадь 6. СПб.,1999.С. 97.
6А.Б. Лакиер. Русская геральдика. М., 1990. С. 290-291.
7Bartosz Paprocki. Herby rycerstwa polskiego. (Zebrane i wydane r. 1584). Kraow. 1858. P.695-697.
8Herbarz polski K. Niesieckiego… T. 8. P. 284.
9Эйнхард. Жизнь Карла Великого. Институт философии, теологии и истории св. Фомы. М., 2005.
10История средних веков. Составитель М.М. Стасюлевич. СПб; 1999. С. 393.
11Эпоха крестовых походов. Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо. Смоленск, 2001. С.574.
12В.Г. Ян (Янчевский). Собрание сочинений в 3-х томах. Изд. Современный писатель. М., 1994. Т.3.
13История орденов средневековья. Автор-сост. Игорь Евгеньевич Гусев.-Минск: Харвест, 2007. С. 344.