07 Апрель 2013
Причисленные к лику святых и другие лица духовного звания
ЯВОРСКИЙ, Виктор Николаевич (1873-1938), иерей, ново-священномученик — причислен к лику святых.
Память 19 мая в соборе Харьковских святых.
Родился 2 апреля 1873 года в селе Корочино Седлецкой губернии. Служил священником. 13 января 1938 года был расстрелян.
Причислен к лику святых новомучеников 22 июня 1993 года определением Священного Синода Украинской Православной Церкви как местночтимый святой Слободского края Харьковской епархии.
Литература: Никодим (Руснак), митр., Сборник служб и акафистов, Харьков, 1996, 118, 175.
Источник:
«ДРЕВО» открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=8510
ЯВОРСКИЙ, пресвитер Михаил, ново-священномученик — причислен к лику святых.
Внесен в «Список Новомучеников и Исповедников Российских», утвержден Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в 1981 г.
«Прославление. …как первый шаг к всенародному покаянию, а также следуя установившемуся правилу в христианской Церкви, свободная часть Русской Православной Церкви (Русская Православная Церковь Заграницей) 1-го ноября 1981 года, прославила (причислила к лику святых) Святых Новомучеников и Исповедников Российских, то есть всех тех, которые погибли от богоборческой власти за исповедание своей веры. Было постановлено праздновать Всех Святых Новомучеников и Исповедников Российских в ближайшее воскресенье к 25 январю/7 февралю (в воскресный день между 22 января/4 февраля и 28 января/10 февраля). 25 января/7 февраля 1918 года погиб первый новомученик Святой Владимир Митрополит Киевский и Галицкий.»
Источник:
Сайт «Молитвы в помощь нуждающимся», web-страница: http://v-xram.narod.ru/novomych2.html
ЯВОРСКИЙ, Лев Андреевич, протоиерей, родился 18 февраля 1807 г. в с. Липчанах, Подольской губ., где отец его, священник Андрей, проводил в нужде свою многотрудную пастырскую жизнь. Таким образом горе знакомо было Я. еще с детства и развило в нем ту твердость характера, стойкость в действиях, трудолюбие и бережливость, какие он проявлял во всю свою жизнь. Образование свое он получил сначала в Шаргородском духовном училище, а потом в Подольской духовной семинарии. По окончании (1831 г.) курса богословских наук в числе первых студентов Подольской семинарии, Я. предназначался в Киевскую духовную академию, но из уважения к просьбе престарелых родителей своих, которые нуждались в сыновней помощи, отказался от этого предложения своего училищного начальства и определился на службу учителем в высшее отделение Шаргородского училища. По сложившимся обстоятельствам учительская деятельность Я. продолжалась всего два года, но и в этот короткий период времени он успел снискать благодарную память в сердцах своих питомцев, их которых многие, состоя уже на высших постах служения церкви и государству, не покидали любви и признательности к наставнику своего детства. В 1834 г. Я. рукоположен был во священники к Бырловской Дмитриевской церкви, Ольгопольского уезда, и с 1834 по 1872 г. посвятил себя исключительно служению св. церкви. Кроме того, он проходил должность благочинного сряду 20 лет (с 1840-1860 гг.). Трудолюбие, нестяжательность, довольство малым составляли отличительные его черты. Этим, между прочим, объясняется то обстоятельство, что он в скромном сельце Бырловке прожил 28 лет и не искал перемещения на лучший приход. В кругу близко знакомых его лиц Я. известен был своими познаниями по богословию, чему не мало способствовали ему отличная память и знания греческого, латинского и немецкого языков. Он не щадил скудных средств на покупку книг богословского содержания и оставил после себя довольно обширную библиотеку. Известно, что Я. очень много писал богословских размышлений, но обычная скромность, к сожалению, удерживала его от печатания своих трудов. Награжденный за полезные труды набедренником, скуфьею, камилавкою, наперстным крестом и орденом св. Анны 3 ст., Я. в 1871 г. был возведен в сан протоиерея. В последние годы своей жизни он прилагал чрезвычайно много забот по постройке в своем приходе каменной церкви на место старого храма. В оставшемся после его смерти завещания, по силе которого почти все имущество его распределялось на церкви, монастыри и бедных разного звания, значится и сумма в 500 р. на постройку иконостаса в строившемся тогда храме в с. Бырловке. Скончался Я. 20 января 1872 г.
«Подольские Епархиальные Ведомости», 1873 г., № 7. Н. Стр.
Источник:
Русский Биографический словарь. Т. 25. СПб, 1913. С. 4-5 (Явленский-Яворский).
ЯВОРСКИЙ, Стефан (в миру Степан Васильевич), в списке на 1902 год: Благочинные церквей Веневского уезда Тульской губернии, 6 округ — протоиерей церкви Рождества Иоанна Предтечи в селе Иван-Озеро (ныне Новомосковский район, Тульской обл., церковь недействующая — руина; рядом установлен поклонный крест); постоянный член Отделения Епархиального Училищного Совета.
О самом озере неизвестный автор в 1804 году писал: «Сие озеро лежит на границе Веневского уезда с Епифанским; окружено пространной трясиной и болотом, а на южной и северной его стороне находятся обширные долины, по которым текут Дон и Шат». И кажется невероятным исторический факт, что «в 1701-1708 гг. в Веневском и Епифанском уездаx по указу Петра I проходило строительство Ивановского канала со шлюзами, для соединения Волги и Дона»… Расположенное здесь небольшое село по переписи на 1859 год насчитывало 61 двор, муж. пола 243 чел., жен. пола 237. Иван-озеро и одноименное село имеют библиографическое описание в издании: «Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей».- Тула, 1895.
Из истории храма. Каменный храм в селе во имя Рождества Иоанна Предтечи был построен в 1761 году «тщанием и коштом генерал-майора Сергея Ивановича Боброва», происходившего из старинного дворянского рода и которому здесь принадлежало имение «Ивановское». Иконостас храма в 1828 г. был заменен новым. «Первоначальный иконостас, по преданию, был из Предтеченского Тульского монастыря, отчего храм и устроен во имя Иоанна Предтечи». В 1864 году на средства прихожан в трапезной был устроен особый придел в честь Казанской Божией Матери. «В приходе есть попечительство, открытое в 1884 году, и церковно-приходская школа, существующая с того же 1884 года». (П.И. Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии).
Немалая заслуга в открытии церковно-приходской школы принадлежит приходскому священнику Яворскому Стефану (Степану) Васильевичу, многие годы служившему настоятелем этого известного храма. Достоверно известен период служения — 1881-1902 гг. О начале и окончании служения сведений нет. Ему помогали в разное время дьячок Иван Вас. Георгиевский, пономарь Александр Лебедев и другие служители. Но главным помощником была семья. Подрастал сын Василий, в 1897-1901 гг. студент-магистрант Московской духовной академии Русской православной церкви (LVI курс), в будущем магистр богословия (1904), духовный писатель и педагог. Именно в храме Рождества Иоанна Предтечи с. Ивано-Озеро Яворский Василий Степанович под руководством отца получил достойное воспитание и образование, приобретал педагогические навыки в ЦПШ.
В 1902-1904 гг. он стал известен широкому кругу лиц. Большинство напечатанных работ названы в биографической статье Энциклопедического словаря издателей Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Основные темы его публикаций — богословские и педагогические вопросы.
После окончания в 1901 году Московской духовной академии (Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад, Моск. обл.) Яворский Василий Степанович состоял преподавателем по кафедре физики и математики Тульской духовной семинарии, которой исполнилось тогда ровно 100 лет со дня ее образования. В 1902 году он опубликовал работу: «Кафедра физико-математических наук в духовных семинариях» («Богословский Вестник», 1902 (июль-август).
Историческая справка
«Год рождения Тульской духовной семинарии – 1801. Из Коломны была перевезена часть Коломенской духовной семинарии, образованной еще в 1734 году. Можно смело говорить, что у нашей семинарии благородное происхождение.
В Тульскую духовную семинарию прибыла и часть коломенских преподавателей. Например, епископ Мефодий Смирнов. Умнейший и образованнейший человек своего времени, он стал первым епископом Тульской епархии, заботился о ее благоустройстве.
Долгое время в Туле не могли найти хорошего помещения для семинарии – в городе просто не было пустующего здания. Семинария ютилась в разных местах, пока в 1823 году не было построено красивое большое здание на улице Староникитской. Здание сохранилось до нашего времени, но требует капитального ремонта.
В духовной семинарии учились дети в основном мещанского сословия. Обучение было бесплатным. К тому же мальчики жили в семинарии на полном пансионе: их кормили и одевали. Количество учащихся в семинарии в разные годы колебалось от 500 до 1500 человек.
В XIX – начале ХХ вв. здесь обучались не только те мальчики, которые хотели в будущем стать священниками. Церковь не была отделена от государства, поэтому образование там получали все желающие – с семи лет. Те, кто хотел посвятить себя служению церкви, после окончания основного курса обучались еще два года в богословском классе.
Семинаристы получали великолепное образование. Они изучали русский язык, литературу, физику, химию, математику и т.д. Обязательным было изучение медицины. Считалось, что священник обязан уметь оказать помощь не только духовную, но и целительскую.
Семинаристы учили латинский и греческий языки, причем на латыни было принято изъясняться даже на переменах. Все предметы богословского цикла преподавались только на латинском. Изучались и популярные в те годы французский и немецкий языки» (Михалева Марина Александровна, преподаватель английского языка, православный педагог и психолог Тульской духовной семинарии: myslo.ru).
В 1904 г. Яворский Василий Степанович защитил магистерскую диссертацию на тему «Символические действия пророка Осии» (опубликована в 1903 г., «Свято-Троицкая Сергиева Лавра»). Другие публикации: «Ветхозаветный мудрец пред жизненной проблемой» («Христ. чтение», 1902, октябрь); «Отношение в Ветхом Завете институтов — пророческого и священнического» («Вера и Разум», 1903, №№ 22-23); «Старокатолики и Православная Россия» («Вера и Церковь», 1903, № 9); «Древние и современные Нероны и Диоклетианы» («Душепол. чтение», 1903, № 3); в «Тульских Епарх. Ведомостях» — «Новый вопрос и старая наука — к предполагаемой реформе календаря», «Реформы календаря при Петре Вел. и взгляд его на раскольников XVIII века по поводу юбилейных торжеств в Петербурге и др.»; речь перед защитой диссертации «Психологическая и историческая естественность и целесообразность символических действий пророка Осии»…
Источники:
Изобр-е: Иоанн Предтеча с избранными святыми. XVIII в.-Светлана Рудзиевская. Энциклопедия «Православный храм». РООССА. 2010, С. 41.
ЭБ. Памятная Тульской губернии книга на 1902 год. Город Венев и Веневский уезд.
Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. Тула. Тип. Соколова и Фортунатова. 1895. С. 249-253
Русский фонд содействия образованию и Науке. Статья Яворский (Василий) — Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 41. СПб.; 1904. С. 494; Статья Бобровы — Т. 4. СПб.; 1891. С. 134.
Иван-озеро. Очерк. Неизвестный автор. Вестн. Европы. № 10. 1804 год на www.ru-roads.ru
Метрическая книга церкви Рождества Иоанна Предтечи, Ивано-Озеро (1881-1893) на: docviewer.yandex.ru
Выпускники Московской духовной академии 1818-1914 на: dereksiz.org
Бобров Сергей Иванович на сайте — https://adelwiki.dhi-moskau.de/
ЯВОРСКИЙ, Антон Степанович, священник от Станиславской (Ивано-Франковской) области, Товмач. Из списка членов Львовского Собора 1946 года.
На Собор Греко-Католической Церкви в г. Львове 8—10 марта 1946 г. было приглашено 225 делегатов-священников, членов Инициативной группы, и 22 делегата от мирян из всех трех греко-католических епархий (Львовской, Самборско-Дрогобычской и Станиславской). Из приглашенных делегатов на Собор прибыло 216 делегатов-священников и 19 делегатов-мирян.
8-10 марта 1946 г. в Свято-Юрском соборе во Львове при активном содействии советских властей был проведен собор греко-католического духовенства, на котором было принято решение о самоупразднении Униатской Церкви и воссоединении ее клира и мирян с Русской Православной Церковью.
Над арестованными иерархами Униатской Церкви в Киеве 29 мая – 3 июня 1946 г. состоялся суд. Прокуратура Украинской ССР сообщала, что греко-католические архиереи арестованы «за активную предательскую и пособническую деятельность в пользу немецких оккупантов». В сообщении прокуратуры отмечалось: «При аресте у названных лиц обнаружены документы, изобличающие их в преступной связи с немецко-фашистскими оккупантами, в частности с гестапо и другими немецкими карательными и разведывательными органами. На предварительном следствии арестованные признали себя виновными в проведении враждебной деятельности против СССР». Согласно данным прокуратуры, «обвиняемые на следствии показали, что, используя свое руководящее положение в греко-католической церкви, они активно помогали немецко-фашистским оккупантам угонять на немецкую каторгу трудящееся украинское население и способствовали выполнению грабительских повинностей, установленных немецкими оккупационными властями».
Дело в отношении иерархов Греко-католической Церкви велось по статьям 54-1 «а» и 54-11 УК Украинской ССР и по окончании следствия было передано на рассмотрение Военного трибунала. Епископы Григорий Хомышин и Иосафат Коциловский скончались 1947 г. в киевской тюрьме наркомата госбезопасности. Остальные архиереи во главе с митрополитом Иосифом Слипым были осуждены на различные сроки заключения в лагерях.
Владислав Петрушко «Из истории ликвидации унии на Украине после II мировой войны». (Комментарий в интересах нации).
Источники:
www.petergen.com/bovkalo/sp/lw1946.html
Седмица.RU Церковно-научный Центр «Православная Энциклопедия» 10.03.2006.
http://www.sedmitza.ru/text/404889.html