Сайт Богдана Дмитриевича Яворского

06 Апрель 2013

УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ С ЯПОНИЕЙ, ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙН

ЯВОРСКИЙ Николай Митрофанович, полковник, род. 17 янв. 1872 в дворянской семье Яворского Митрофана Ильича; род внесен во 2 часть Родословной книги Дворянских родов Харьковской губернии 22 марта 1843 года; указ Временного Присутствия Герольдии Правительствующего Сената об утверждении рода в дворянстве № 6388 от 6 ноября 1844 года. Православный. Общее образование получил в Петровском Полтавском кадетском корпусе. В службу вступил 01.09.1889. Окончил 1-е военное Павловское училище (1891; по 1-му разряду). Выпущен в 101-й пех. Пермский полк. Подпоручик (ст. 10.08.1890). Поручик (ст. 10.08.1894). Окончил СПб Имп. Археологический институт. Штабс-Капитан (ст. 06.05.1900). Переведен в Отд. корпус жанд. из 145-го пех. Новочеркасского полка (13.01.1902). Адъютант Плоцкого губ. жанд. упр. (с 21.01.1902). Адъютант Эстляндского губ. жанд. упр. (с 12.03.1902). Ротмистр (ст. 06.12.1902). Помощник начальника Калишского отд. Варшавского жанд. полиц. упр. на жел. дор. (с 12.09.1903). Начальник Илецкого отд. жанд. полиц. упр. Ташкентской жел. дор. (с 19.01.1906). Прикомандирован к жанд. полиц. упр. Средне-Азиатской жел. дор. (с 27.06.1907). Начальник Туркестанского отд. жанд. полиц. упр. Ташкентской жел. дор. (с 20.11.1907). Прикомандирован к штабу Отд. корпуса жанд. (с 13.03.1908). Ст. адъютант штаба Отд. корпуса жанд. (с 26.04.1908). Подполковник (пр. 29.03.1909; ст. 29.03.1909; за отличие). Полковник (пр. 05.10.1913; ст. 05.10.1913; за отличие). Начальник Самарского жанд. полиц. упр. на жел. дор. (с 28.05.1914). На 01.08.1916 в том же чине.
Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1907); Св. Анны 3-й ст. (25.03.1912); Св. Станислава 2-й ст. (ВП 22.03.1915).
Источники:
Сайт о Яворских /
Алфавитный список о новых дворянских родах Харьковской губернии, утвержденных в дворянстве Правительствующим Сенатом в 1879 году, к Рапорту № 271 от 10 июля 1880 года.
ФГУ РГИА Ф.1343 оп.51 д.671, лл. 347, 354
Павловский И.Ф. «Исторический очерк Петровского Полтавского кадетского Корпуса». — Полтава. 1890: История Полтавы — сайт Тристанова Бориса: http://histpol.pl.ua/index.php
Сайт http://www.grwar.ru/manifest/manifest.html — Русская армия в Первой мировой войне
Список общего состава чинов Отдельного корпуса жандармов. Исправлен по 01.07.1915. Петроград, 1915
Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.08.1916. Петроград, 1916
ВП по военному ведомству//Разведчик №1277, 28.04.1915

ЯВОРСКИЙ Павел Петрович, подполковник по Адмиралтейству. Родился 24.6.1850 в городе Виндава, Курляндской губернии. Происходил из солдатских детей. Воспитывался в школе писарей и содержателей Морского министерства. В составе 1-го учебного флотского экипажа с 21.6.1864. Унтер-офицер (15.1.1868). Прапорщик по Адмиралтейству (16.6.1880). В 7-м флотском экипаже (19.7.1880). Содержатель по шкиперской части фрегата «Адмирал Чичагов» с 24.3.1881. Переведен во 2-й флотский экипаж 28.4.1884. Произведен в подпоручики — 24.3.1885; в поручики — 21.4.1891. Назначен помощником такелажмейстера Кронштадтского порта 2.7.1891; 19.07.1893 — содержателем шкиперской части крейсера 1-го ранга «Адмирал Нахимов». Награжден орденом Святого Александра Невского (26.2.1896). Переведен в 6-й флотский экипаж (14.5.1896). Содержатель шкиперской части броненосца береговой обороны «Генерал-Адмирал Апраксин» (11.2.1899 — 26.3.1899). Назначен командиром 6-й роты 6-го флотского экипажа (15.12.1899). В 3-м экипаже с 18.10.1900. Произведен в капитаны по Адмиралтейству — 1.4.1901. В должности содержателя имущества судов, сданных порту, с переводом в 17-й флотский экипаж — 9.5.1902. Назначен содержателем по шкиперской части крейсера 2-го ранга «Алмаз» (28.8.1904 — 6.3.1906). 1904-1905 гг.: участвовал в походе 2-й эскадры флота Тихого океана вокруг Африки на Дальний Восток и Цусимском сражении. Награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами «за отличие в сражении с японским флотом» (15.8.1905). 6.03.1906 г. освобожден от должности содержателя по шкиперской части крейсера «Алмаз». Произведен в подполковники с увольнением со службы с мундиром и пенсией.
Женат на Анне Константиновой. Сын Николай (р. 9.4.1883). Недвижимости не имел, наказаниям не подвергался, под следствием не был.
Находился в плаваниях: плавучая батарея «Первенец» (1865), транспорт «Артельщик» (1866), фрегат «Севастополь» (1867), фрегат «Адмирал Чичагов» в должности шкипера (1884-1885), фрегат «Генерал-Адмирал» (1887), броненосец береговой обороны «Адмирал Чичагов» (1888-1893), крейсер 1-го ранга «Адмирал Нахимов» (1894-1898), крейсер «Алмаз» (1904-1906).
Источники:
Общий морской список от основания флота до 1917 г. Царствование императора Александра II. Т. XVI/ Р — Я. СПб. 2016. С. 387-388.
Военно-исторический сайт Лихачёва Павла Владимировича: http://li-k.narod.ru/2006/1445.mht

ЯВОРСКИЙ Павел Казимирович (Jaworski Pawel), 20.1.1873 — ? Капитан по адмиратейству (28.3.1904). Происходит из дворян, католик по вероисповеданию. Выпускник технологического института имени Императора Николая Первого. Оканчивает механическое отделение института (1899). Зачислен в состав корпуса инженер — механиков флота (1.11.1899). Зачислен в состав 7-го флотского экипажа 2.11.1899 года. Переведен в состав 1-го флотского экипажа 1.1.1900 года. Холост (1900). Недвижимости не имеет. Под судом и следствием не состоял. Плаванье на эскадренном броненосце «Полтава» (28.6. — 31.12.1899)., Старший офицер на броненосце береговой обороны «Адмирал Лазарев» с 10.5.1904. Во время похода 2-й эскадры флота Тихого океана на борту крейсера «Алмаз». Награжден орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом за участие в Цусимском сражении.
Источник:
Военно-исторический сайт Лихачёва Павла Владимировича: http://li-k.narod.ru/2006/1446.mht

ЯВОРСКИЙ Сергей Павлович, капитан 1 ранга, православный, из дворян (определением Правительствующего Сената от 1 мая 1878 года Яворские признаны в потомственном дворянстве с правом на внесение в 3-ю часть дворянской родословной книги, указ № 1303 от 8.05.1878г.), род. 18/19.12.1864г., сын статского советника чиновника Департамента торговли и мануфактур (с 1864г. Департамент таможенных сборов) Министерства финансов Яворского Павла Ефимовича и однодворки Ишоровой Соломеи Мартыновны из г.Велижа Витебской губ., крещен 27.01.1865г. в Вознесенской церкви при Адмиралт. слободах Санкт-Петербурга (метр. кн. 1865г., № 69). Его дед, Ефим Моисеевич Яворский, статский советник, известный русский врач, в 1836 штадт-физик Медицинской конторы при Управлении Гражданского генерал-штаб-доктора в Москве, в 1840 ординарный член Физико-математического общества, в 1841 инспектор при врачебной управе в Витебской губ., был награжден орденами: Святой Анны 2 ст. с императорской короной, Святого Станислава 3 ст. и Святого Владимира 4 ст.
Послужной список:
Морской кадетский корпус (1885), унтер-офицер, выпущен мичманом 01.10.1885;
лейтенант 01.01.1892;
младший отделенный начальник Морского кадетского корпуса 27.03.1899 — 1901;
и.д. помощника Главного минера Кронштадтского порта 18.03.1902 — 1903;
командир миноносца № 222 (28.04.1903), содержание капитан-лейтенанта по цензу 06.12.1903;
капитан 2 ранга 28.03.1904;
старший офицер брон. бер. обороны «АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ» 10.05.1904 — 1904;
старший офицер брон. бер. обороны «НЕ ТРОНЬ МЕНЯ» 01.11.1904 — 1905;
переведен в Отдельный Корпус Пограничной Стражи 05.05.1906;
командир миноносца № 105 15.06.1906 — 1910;
капитан 1 ранга 13.04.1908;
командир крейсера «Страж» Ревельской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи с 09.03.1910 г. ["Крейсер" “Страж” – небольшое паровое судно постройки 1874 года, входил в состав 2-й пограничной Ревельской бригады ОКПС, имел водоизмещение 207 т, скорость - 9,75 узлов. Экипаж - до 30 человек. Крейсерская флотилия судов Отдельного корпуса пограничной стражи была образована в продолжение 1893 - 1899 гг. Крейсерcтво осуществлялось на Балтийском, Каспийском, Азовском и Черном морях. Служба в ОКПС не считалась престижной].
Награжден: орденами Святого Станислав 3-й степени (06.12.1896), Святой Анны 3-й степени (01.04.1901), Святого Станислава 2-й степени (06.12.1904) и Знаком в память 200 летнего юбилея М.К.К.
Во ВСЮР [Вооруженные Силы Юга России] и Русской Армии до эвакуации из Крыма на пароходе «Владимир». Корабль 2 ноября 1920 г., приняв в порту Феодосия на борт 12600 эвакуируемых, вышел в море. В ноябре — декабре 1920 г. корабль прибыл в Дубровник.

Справка
По истории эвакуации войск Русской Армии из Крыма написано и опубликовано немало исследований, статей, издано книг. Нет сомнений, работа будет продолжена и в будущем — не все еще страницы этой трагической эпопеи известны и прочитаны, а тайны раскрыты. Для нашей краткой информации сошлюсь на новые работы известных историков: Н.А. Кузнецова «Русский флот на чужбине» и О.Г. Гончаренко «Последние битвы Императорского флота», которые в полной мере отвечают нашей задаче.
Барон П.Н. Врангель, вступая в командование Вооруженными Силами Юга России, переименованными вскоре в Русскую Армию, не мог не видеть состояния войск и не понимать всей трудности дальнейшей борьбы с большевиками на этом театре военных действий, поэтому заблаговременно принял меры по разработке плана возможной эвакуации армии морем.
«Секретным отношением начальника штаба Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России от 4 апреля 1920 года за № 002430, — пишет О.Г. Гончаренко, — на имя командующего флотом адмирала Михаила Павловича Саблина было передано, чтобы «соблюдая полную секретность, в кратчайший срок подготовить соответствующий тоннаж для перевозки в случае необходимости около 100 тысяч человек в Константинополь».
На совещании штаба флота пораженный тяжелым недугом (от которого ему было суждено скончаться спустя три месяца), адмирал Саблин поставил задачи. Речь шла о распределении потребного тоннажа по предполагаемым крымским портам посадки с таким расчетом, чтобы стало возможным начать посадку на суда максимум через 4-5 дней после получения приказа армии об отходе с перекопских перешейков. При этом до сведения штаба перечислялись пункты посадки и численное распределение войск по портам полуострова…
В этой связи необходимо воздать должное усилиям… командующих Черноморским флотом вице-адмиралов Михаила Павловича Саблина и даже отстраненного Деникиным Дмитрия Всеволодовича Ненюкова.
Нельзя не упомянуть и деятельность начальника штаба флота контр-адмирала Владимира Владимировича Николя, и начальника Морского управления вице-адмирала Александра Михайловича Герасимова, флагмана инженера-механика генерал-лейтенанта Ермакова, контр-адмирала Сергея Владимировича Евдокимова…
В ожидании масштабных перемещений войск приказом командующего Черноморским флотом адмирала Саблина от 20 июля 1920 года № 4896 Черноморский флот был распределен на три отряда, состоявших из более чем 120 судов.
12 октября 1920 года командующим Черноморским флотом и начальником Морского управления был назначен контр-адмирал Михаил Александрович Кедров.
Это назначение было призвано заменить уже больного вскоре скончавшегося вице-адмирала Саблина. Начальником штаба флота, по представлению Кедрова, был назначен хорошо известный ему молодой контр-адмирал Николай Николаевич Машуков.
27 октября 1920 года новый командующий флотом определил в порты посадки старших морских начальников, коим были даны подробные инструкции по части этапов эвакуации.
Так, в порт Евпатории был назначен контр-адмирал Александр Михайлович Клыков, в Ялтинский порт — контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, в Феодосию — капитан 1 ранга Иван Константинович Федяевский и в Керчь — начальник 2-го отряда судов контр-адмирал Беренс»*.
Иллюзии вооруженного противостояния Красной Армии к этому времени окончательно развеялись. Конница Буденного, ворвавшаяся в тыл оборонявших Чонгарский и Перекопский перешейки, вынудила Русскую армию Врангеля отступить за Сиваш. «Ко времени отхода за перешейки, — вспоминал Начальник штаба генерал от кавалерии П.Н. Шатилов, — мы с генералом Врангелем уже высказались откровенно друг перед другом о неизбежности оставления Крыма.
Нам были отлично известны свойства нашей армии, незаменимой при наступлении, терявшей силу сопротивления при отходе и не умеющей обороняться за проволокой… С отходом же за Перекоп падение его грозило стать катастрофическим. Ясно было, что борьба за Крым становилась невозможной»**.
27 октября в Джанкое состоялась встреча Главнокомандующего генерала Врангеля и командующего 1-й армией генерала А.П. Кутепова, на которой было признано, что надежды на удержание Перекопа и Сиваша нет никакой и 28 октября эвакуация была объявлена.
30 октября, началась эвакуация Севастополя, продолжилась 31 октября и 1 ноября. «Лишь после того как последний солдат взошел на корабль и в Севастополе не оставалось ни одной воинской части, с Графской пристани на крейсер «Генерал Корнилов» в 14 часов 50 минут 2 ноября 1920 года прибыл сам Главнокомандующий генерал Врангель.
Спустившись в сопровождении ближайших чинов штаба в кают-компанию, он тотчас же отдал приказание сниматься с якоря. На борту этого героического корабля пребывали Государственный банк, семьи офицеров и команды крейсера, а также многочисленные гражданские пассажиры. Всего на борт крейсера поднялось 500 человек» (О.Г. Гончаренко, с. 293). 4 ноября крейсер «Генерал Корнилов» вышел из Феодосии (Н.А. Кузнецов, с. 407).
1 ноября, — эвакуация Евпатории.
1 ноября, — эвакуация Ялты, продолжилась 2 ноября.
1 ноября, — эвакуация Феодосии, продолжилась 2 ноября.
5 ноября, — эвакуация Керчи (от мыса Чауда), продолжилась 6 ноября**.
Событию ухода Русской Армии и кораблей Черноморского флота на чужбину в 1920 г. посвящена памятная доска, установленная в Севастополе на Графской пристани.
Выдающаяся роль в оказании помощи при эвакуации Крыма принадлежит Франции. Всего из Крыма было эвакуировано около 150 000 человек***.

Источники:
Сайт о Яворских /sankt-peterburgskaya-guberniya
ФГУ РГИА. Ф.1343. Оп.34. Д.1316.
Волков С.В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. М.: Русский путь. 2004. С. 553.
*Гончаренко О.Г. Последние битвы Императорского флота. М.: Вече, 2008.
**Кузнецов Н.А. Русский флот на чужбине. М.: Вече, 2009. В книге приведена таблица III. Корабли и суда, покинувшие порты Крыма при эвакуации Русской армии. Указан класс и название кораблей (судов), водоизмещение (грузоподъемность), количество эвакуируемых людей на борту и другие сведения. В книге прослеживаются дальнейшие судьбы русских моряков в эмиграции.
***Русская Армия в изгнании. М., 2003. С. 13, 102.
Н. Коргуев. Обзор преобразований Морского Кадетского корпуса с 1852 года. С приложением списка выпускных воспитанников 1753-1896 г. СПб., 1897. С. 302.
Журнал Кортик. Моряки Отдельного корпуса Пограничной стражи: http://kortic.borda.ru/?1-6-0-00000011-000-0-0
Алфавит к списку офицеров флотилии Отдельного Корпуса Пограничной Стражи: http://genobooks.narod.ru/OKPS/1909/okps-1909-a.htm#f

Страницы: 1 2